Что стоит за отклонением законопроекта о «судах рыбопромыслового флота»?
Эксперт в области морского транспорта Евгений Калачёв прокомментировал ситуацию с законодательным определением понятия рыболовного судна.
Напомним, 15 ноября Госдума рассмотрела и отклонила в первом чтении законопроект, разработанный еще в 2014 году и предусматривающий замену понятия "суда рыбопромыслового флота" на "рыболовные суда" и иные суда, осуществляющие приемку, перегрузку, хранение, выгрузку улова водно-биологических ресурсов. Примечательно, что позиция инициаторов поправок некоторое время назад кардинально изменилась, что фактически предрешило голосование в нижней палате.
Как отметил эксперт, «действительно наше законодательство в отношении рыбопромысловых судов достаточно запутанное. И эта путаница возникла из-за системы контроля судов в портах на выход/вход в море. А здесь уже появилась многопрофильная заинтересованность. Не исключаю, что через ослабление контроля судов, непосредственно занятых в вылове биоресурсов, а также причисленных к рыбопромысловым, налажена контрабанда как на ввоз, так и на вывоз».
Калачёв считает, «чтобы все это распутать необходима не только политическая воля, но и объемная работа квалифицированных специалистов под общим руководством незаинтересованных структур».
По его мнению, «судам, непосредственно занятым добычей биоресурсов необходимо обеспечить зеленый свет при выходе и заходе в порт с качественной фиксацией объема вылова. Кроме того, необходимо облегчить режим оформления отхода для работы во внутренних и территориальных водах с введением ответственности контролирующих органов за принимаемые решения. Возможно ввести уведомительный характер. Все остальные суда, занятые обеспечением, транспортировкой, бункеровкой, сбором льяльных вод и т.п. в общий строй.
Текущая ситуация досталась нам в наследство, когда «в период подготовки к объединению МАПов (морская администрация порта – ред.), рыбаки для сохранения управленческих рабочих мест забивали в свой реестр все подряд, называя их судами рыбопромыслового флота, а сейчас наступили на грабли и, соответственно, наладили взаимовыгодные связи с контроллерами, которые получают хорошие дивиденды и отказываться от них не хотят».