{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Точку в вопросе жаберных сетей ставить рано

17 января 2018 08:47

Все меняется. А уж правила рыболовства тем более. Сей документ всегда отличался подвижностью. Вот и сейчас грядут большие перемены.

Все чаще законодателям приходится вновь и вновь вносить поправки еще и потому, что требуют исправления курьезы, казусы и ошибочки, допущенные в нормативных документах. Они вроде бы мелкие, не очень видны (там словечко, тут предложение), но, доходя до обывателя, превращаются в большие проблемы.

Ох, как важно принимать взвешенные, продуманные решения. Просчитывать, «как слово наше отзовется». В очередной раз представители рыбацкой общественности говорили об этом 11 декабря на расширенном заседании президиума Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки. Естественно, коснулись и темы ограничения использования жаберных сетей при осуществлении добычи (вылова) тихоокеанских лососей. Да-да, тех самых «сетей смерти», которыми нас не устают пугать сторонники запрета. Разговор получился очень интересным.

Угроза из проливов

– Два года назад союз принял решение: добиваемся расширения полномочий комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае в части регулирования использования орудий лова для промысла тихоокеанских лососей, – в очередной раз обозначил позицию Сергей Тимошенко, председатель СРПК.

– Гипотетически представим, что решение принято, в приказ № 170 министерства сельского хозяйства внесены изменения, комиссия получила право регулировать спорные вопросы, в частности, по Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонам. Но что делать с Северо-Курильской? – задался вопросом президент Ассоциации рыбопромышленных организаций западного побережья Камчатки Алексас Раманаускас.– Там ведь работает сахалинская комиссия. Сетной промысел, под видом которого творится полный беспредел, – самый настоящий дрифтерный лов, разрешен. Выборка порядков происходит механизированным способом. Это не наши сеточки с лодочками. У них суда с хребтинно-выборочными комплексами. А сейчас они выходят с предложением увеличить длину своих участков. Даже на заседании ДВНПС было видно, что Северо-Курильскую подзону оберегают, ее никто не хочет запрещать.

А ведь и правда, Курильские проливы будто заколдованные. Это место, где можно позволить себе то, что в других не удастся. Например, с благословения статей 9 и 31 правил рыболовства каждое утро ставить сети и «терять» их. А на следующий день «находить» далеко за границами участка и собирать урожай ценной и, кстати, нашей, камчатской, нерки. Когда пару лет назад на заседании ученого совета впервые прозвучали слова о запрете жаберных сетей и вылове озерновской нерки в Камчатско-Курильской подзоне (из уст руководителей ООО «Витязь-Авто» и ООО «Народы Севера»), им объяснили: проблему это не решит. Не будем ловить нерку мы, выловит Сахалин. Тут или запрет промысла на пути миграции лосося вводить, или звать на подмогу следственные органы и прокуратуру, поставить уже наконец точку в вопросе, чья нерка там обитает. А пока год за годом после путины начинаются речи: «Нашу нерку опять выловил Сахалин», «Ничего мы не ловили», а пограничники рассказывают, сколько сеток они сняли в проливах, «А кто сказал, что это наши сети?». Снова и снова. На каждом селекторном совещании. Так в чьих интересах защита камчатского лосося?

– Первое предложение минрыбхоза – надо начинать с Северных Курил, – заверил членов президиума начальник отдела по рыболовству минрыбхоза Владимир Давыдов.

Варвар на варваре сидит и варваром погоняет

Вернемся на запад Камчатки. На вопрос Сергея Тимошенко «Какие у вас предложения?» Алексас Раманаускас от имени ассоциации ответил, что все те же: запретить сети для всех подзон правилами рыболовства, этот промысел не поддается контролю, а его мобильности можно только позавидовать. С той же скоростью хищнический опыт Сахалина вполне может распространиться на Камчатке. Помимо этих опасений Раманаускас высказал озабоченность промышленников (которые ради сохранения ресурса готовы ограничивать и самих себя) о возможности рыбаков влиять на решения комиссии: «В ее составе в основном чиновники. Региональная власть нас не слышит».

– Мы слушаем всех, – парировал Владимир Давыдов. – Могу в цифрах сказать, кто за, кто против. А компромисса нет.

Зато инициативных товарищей услышали в Москве … Только вот с чем рыбаки запада вышли на Росрыболовство, в Совет Федерации? С информацией о том, что «варвары по-варварски гребут рыбу варварскими орудиями лова». «Где о таких написано в правилах рыболовства?» – удивились представители силовых структур.

– Ну не надо так, – в который раз по-отечески призвал Сергей Тимошенко. – Если мы этими «варварскими орудиями лова» уже 70 лет рыбу добываем, надо говорить о другом. К примеру, о местах, где существует угроза, о районировании. Лучшего, чем ставной невод, еще ничего не придумали. Это то, что спасет реку. С его помощью можно передержать рыбу. Но вот на севере (выше Хайрюзова) без сетей нельзя! Ну нет там условий, чтобы добывать неводами, закидниками. Сплошные отливы и приливы. Годами практики это доказано. Теперь о регламенте по установке сетей. Не вижу в нем ничего предосудительного. Другое дело – не стоит притягивать к нему сохранение ресурсов. А то получается, что в «роддоме» (на нерестилищах) сетями ловить можно, а на подходах к нему нельзя?! Она прорвалась, бедолагала, сквозь ставники, а тут ее сетями «окучивают»?

– Мы не только про морской промысел говорим, – робко заметил Раманаускас. – Мы точно также против сетей в реках.

– Но на бумаге этого пункта нет.

– Этот пункт кто-то умышленно опускает…

– А вот это выступление на заседании Совета Федерации? – разошелся Тимошенко. – Разве можно выходить на председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентину Матвиенко, чтобы она, в свою очередь, дала поручение минсельхозу о запрете сетей… где? Во внутренних морских водах! И это сказано на всю страну как достижение! В каких, ответьте, внутренних морских водах предлагаете сетки запретить? На западе Камчатки таких вод нет! Вот это шараханье, когда хотим орден получить, такая глупость. Ведь потом с серьезными людьми тяжело разговаривать. Мы девальвируем и свои предложения, и решения Совета Федерации. А вот когда на этом фоне выйдем с нормальными идеями, доверия уже не будет! Вот что страшно. А фильм ваш хороший. Только подавать его надо было… не с внутренними водами.

Кто тот негодяй?

– И у меня накипело, – добавил Владимир Давыдов, наша работапарализована. Мы завалены письмами, похожими на ту анонимку по крабу. Кто-то скинул, а вся страна обсуждает, нужны ли крабовые аукционы. Вот сегодня меня ждут в прокуратуре с объяснением по одному из десятков подобных писем. И каждое ни о чем, голословное!

– А знаете, как можно решить этот вопрос? – продолжил Сергей Тимошенко. – Внесением изменений в договоры о закреплении участков. Исключить оттуда сети. И все сразу замолкнут. Кто тот негодяй, который сетями ловит? А тот, кто документы на участок оформляет, приобретая право пользования. У нас в стране передавать право, данное государством, нельзя. Как только поднимется вопрос об изменениях в договоре, про правила рыболовства мигом все забудут. Мы же понимаем, о чем говорим. Мы же не дети. Или доиграемся до того, что кто-то захочет пересмотреть условия договоров. Это уже в администрации президента обсуждается. 7 декабря на заседании межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса, говорили и о принципе «одна река – один хозяин», и о применении некоторых орудий лова (плавных сетей и рыбоучетных заграждений). Там же звучало слово «рантье». Вы же сами в печати сказали, что лишние участки передаете. Вот они – на лодочках и желонках с сетями… А кто им это позволяет? Нормальный пользователь. Поймите, идет комплексное разбирательство. Закон говорит: если ты не используешь участок два года подряд, у тебя его заберут. Если мы сейчас уходим в новое, вернется старое (то, что вроде как позабылось за 4 года).

В завершение председатель СРПК напомнил рыбопромышленникам, что чиновники – это региональная власть, которую мы избираем, и именно она должна действовать, вооружившись приказом № 170, а не прятаться за правилами рыболовства. Это именно их вопрос и ответственность перед избирателями. А мы в этом поможем, вот и поддержкой КамчатНИРО заручились. Главное – действовать с умом, а не ломать принципы, подходы, а кому-то и жизнь. Последствия могут быть весьма плачевными.

* * *

В общем, точку в вопросе жаберных сетей ставить рано. Главное сейчас – не наломать еще больше дров. Частичный запрет сетей создаст преимущественные возможности одним пользователям перед другими. Подключится антимонопольное законодательство, встрепенутся представители КМНС. Если запретят сети, не останется ничего другого, как отдать ставные невода этой категории граждан. Надо ли говорить, что будет дальше и кто получит доступ к неводам? Много в народе есть поговорок на этот счет. Самые подходящие сейчас – не буди лихо, пока тихо. И вот еще: мужики, не рубите сук, на котором сидите.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>