В Общественной палате РФ обсудили стратегию развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года (фото)
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Евгения Уваркина отметила, что на протяжении нескольких лет в Общественной палате России обсуждается потенциал развития рыбохозяйственного комплекса РФ, и в прошлом году состав экспертов и общественников уже рассматривал стратегию развития РХК до 2030 года. Член ОП РФ рассказала, что Общественной палатой России были проанализированы достигнутые результаты за 2015 год и подготовлены предложения по развитию отрасли.
«Мы понимаем: чтобы стратегия работала, нам надо совершенствовать нормативную базу. Необходимо достичь тех показателей, которые прописаны в документе, считаю, что они более чем реальны. Задача, поставленная перед национальной экономикой, — обеспечение технологического рывка и достижение лидирующих позиций в глобальном масштабе», — считает Евгения Уваркина.
Несмотря на то что по объему вылова Россия входит в десятку рыболовных держав, наша страна по-прежнему остается аутсайдером в области глубокой переработки и является в основном поставщиком сырья, — сообщила она. По словам общественницы, общий объем сырья, который затем перерабатывается в филе, в России составляет лишь 20 процентов, тогда как в США этот показатель достигает 90 процентов.
«В Исландии с 430 тысяч тонн трески объем снижен до 180 тысяч тонн, при этом прибыль, извлекаемая из одного килограмма продукции, увеличилась в пять раз. Это экономически правильно, и мы должны к этому стремиться. Почему Камчатка и Сахалин не могут быть Исландией? Мы получаем 15 долларов, а можем получать 80 долларов. Но должна развиваться и фармацевтика, и медицина, не говоря уже об обработке готовой продукции, которая идет потребителю», — считает Евгения Уваркина.
Член Общественной палаты РФ также рассказала о том, что попытки простимулировать отечественного производителя рыбной продукции предпринимаются государством уже давно, но, к сожалению, пока безрезультатно. В частности, Уваркина напомнила, что в 2007 году рыболовам была предоставлена 80-процентная льгота на ставку сбора при одном условии: они инвестируют собственные средства в развитие отрасли, обновляют флот и т.д.
«В результате полученных льгот производителям некоторых биоресурсов удалось увеличить собственную прибыль в десятки раз за счет сокращения выплат в бюджет, однако за десять лет действия данной льготы обязательства рыболовами выполнены не были. Об этом еще в 2015 году сообщил Президент России Владимир Путин на заседании Госсовета. Сегодня, чтобы стратегия „полетела“, нам по-прежнему нужен технологический рывок», — заявила Уваркина и добавила, что на сегодняшний день есть только один главный регулятор и серьезный стимул для производителей рыбной продукции — ставка сбора за вылов. Это та плата, которую рыболовы обязаны уплатить в бюджет за каждую тонну пойманной рыбы. И эта ставка должна быть дифференцирована, считает Евгения Уваркина: «Почему пользователь, который производит сырье, платит такую же ставку сбора, как и тот, кто производит обработанную продукцию? Ставка сбора должна варьироваться в зависимости от степени выполнения задачи по развитию отечественного рыбного хозяйства».
Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук заявил, что для обеспечения продовольственной безопасности страны и выхода на мировой уровень необходимо производить переработку рыбы непосредственно на борту судна и стремиться к безотходному производству.
«Хотелось бы отметить проделанную огромную работу ОП РФ — сделан серьезный анализ, и трудно не согласиться со многими позициями. Считаю, что поставлен правильный вопрос об ответственности ведомства, которое регулирует отрасль, — Росрыболовства. Мы взаимодействуем с коллегами, но не всегда оперативно. Стратегия развития РХК — это взвешенные и проанализированные решения, и мы готовы отвечать за все, что в ней указано. Наша задача — обеспечить продовольственную безопасность нашего населения, как это заложено в стратегии, и эту задачу мы будем решать. Мы стремимся перейти на мировой опыт, где производится переработка рыбы на борту и обеспечивается безотходное производство. Нам надо создать условия для рыбаков, ускорить процесс прохождения таможни запасных частей для судов. Развивать не только экономику, но и наполнять аквакультуру. Надо обеспечить потребление населением рыбой до той медицинской нормы, которая сегодня есть. Мы надеемся на утверждение документа», — сказал Петр Савчук.
В ходе своего выступления «Национальные приоритеты использования ВБР» исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков обратил внимание на необходимость согласования приоритетов в развитии российского рыбохозяйственного комплекса с приоритетами, указанными в Стратегии национальной безопасности РФ, к которым относится:
— продовольственная безопасность (обеспечение населения страны безопасной рыбной и иной продукцией из ВБР, стабильность внутреннего производства);
— повышение качества жизни российских граждан - обеспечение высококачественным белком;
— содействие эффективной занятости населения - создание рабочих мест;
— мультипликативный эффект в смежных сегментах – неразрывная взаимосвязь с социально-экономическим развитием территорий и отраслей.
По мнению эксперта, государство должно модернизировать рыбопереработку и изменить отраслевую модель развития с экспортно-сырьевой на производство рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью через механизмы стимулирования насыщения внутреннего рынка, например через ставку сборов природопользования. Максимальные льготы и преференции должны представляться только тем предприятиям, которые вылавливают рыбу отечественными судами, перерабатывают ее на территории России и продают ее внутри страны. Одновременно государству необходимо установить такие показатели деятельности отрасли, которые «подстроили» бы работу рыбохозяйственного комплекса, сфокусировав ее на вопросах, связанных со снабжением населения рыбной продукцией, увеличением потребления рыбы, выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью из российских ВБР на территории России, создании рабочих мест и развитии удаленных территорий.
В качестве главного приоритета при принятии государственных управленческих решений в рыбохозяйственном комплексе Сергей Гудков предложил оценивать их с точки зрения влияния на благо человека: социальное состояние, достойное питание, рабочие места и создание добавочной стоимости на территории РФ.
«Рыбный союз» видит Росрыболовство в качестве госструктуры, уполномоченной разрабатывать и исполнять весь комплекс решений по использованию ВБР — национального богатства, принадлежащего всем гражданам России.
Член Общественного совета Министерства по развитию Дальнего Востока, председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин в своем выступлении обратил внимание на то, что ВВП смежных отраслей экономики с развитых экономиках до 2,5 раза превышает ВВП собственно рыболовства, а вся морская индустрия, например, в Норвегии достигает 12 процентов ВВП. В этом отношении у нас существенные возможности роста. Это касается в том числе и строительства технически сложных специализированных судов гражданского назначения, и высокотехнологического оборудования на Дальнем Востоке. Была отмечена целесообразность развития судоремонта, технического обслуживания и сервиса вновь построенных судов на протяжении всего жизненного цикла на российских верфях. Но для этого государством должны быть созданы привлекательные экономические условия и предсказуемая государственная политика. Предложено, как это сделать.
Обсуждая вопросы логистики, участники отметили, что важно на самом используемом виде транспорта — железной дороге — убрать все вагоны, не оборудованные холодильными установками или специальными рефрижераторными секциями. Потому что именно от этого зависит свежесть и качество продукции, поступающей к конечному потребителю.
Президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Виталий Момот напомнил всем участникам, что обязательное наличие холодильных установок в вагонах заложено в техническом регламенте. Также он предложил рассмотреть возможность выравнивания железнодорожного тарифа на перевозку грузов в универсальных и рефрижераторных контейнерах. Это есть в поручении Президента РФ, но Минтранс пока не выполняет эти условия.
Член экспертного совета при Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, эксперт секции «Рыбохозяйственный комплекс», помощник заместителя председателя правительства Сахалинской области Сергей Максимов отметил, что не надо ставить только одни заградительные пошлины, потому что это может привести к стагнации отрасли в целом. Максимов поддерживает предложения ОП РФ, что надо уйти только от вылова рыбы и к ее переработке.
Заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Николай Шабликов ответил на вопросы по отмене НДС на судоремонтные работы, выполненные на отечественных заводах, а также о возможности обнуления пошлин и НДС на импорт ЗИП (комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей) и комплектующих для судоремонта.
«Мера поддержки, которая нами введена, — судовой утилизационный грант — это единовременная выплата компании при утилизации устаревшего судна и заказе нового судна на верфи в РФ. Однако рыбаки этим инструментом практически не пользуются. Мы стремимся поддерживать рыбаков, работающих на отечественных судах, и стараемся сделать, чтобы прохождение таможни ЗИП сократилось с 45 до семи суток. Считаем, что надо предлагать то, что будет способствовать обновлению морского флота. Приоритет необходимо отдавать судам, построенным именно на территории РФ, а не просто на российских верфях», — отметил Николай Шабликов.
«Важно поэтапно подходить к изменениям и заранее уведомлять бизнес о них. Надо говорить о том, когда суда будут строиться на отечественных верфях, о сроках работы ставки сбора в полную силу и т.д. Нужно уделить особое внимание вопросу ставки сбора за использования водными ресурсами, он должен иметь комплексный характер, чтобы не навредить в процессе работы. Также важна простота использования новых инструментов», — считает заместитель директора департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Алексей Осинцев.
Подводя итоги, участники согласились в течение года провести серию мероприятий по обсуждению РХК и отдельно рассмотреть вопросы нормативной базы, квотирования, ставки сбора, электронной ветеринарии. Уже создана рабочая группа, в которую входят представители общественных советов, органов государственной власти и члены ОП РФ.