Глава ВАРПЭ на ПМЭФ: мы должны ответить на стоящие перед рыбопромышленным бизнесом вызовы (фото)
XII международный экономический форум завершился 26 мая в Санкт-Петербурге. В специальной сессии форума, посвящённой факторам долгосрочной устойчивости рыболовства, принял участие президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Спикерами сессии также стали заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, президент ПАО «Тихоокенская инвестиционная группа» Сергей Дарькин, генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Денис Тихонов, председатель совета директоров Норвежско-Российской торговой палаты, партнёр Law Firm Selmer Лив Моника Сутбхольт, глава совета директоров исландской компании Knarr Maritime Consortium Финнбоги Йонссон, директор департамента океанического рыболовства министерства морских дел и рыболовства Республики Корея Доб-Йоб Йанг. В дискуссии приняли участие экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, эксперт X5 Retail Group Станислав Наумов, обозреватель газеты «Поддержка Президентских реформ» Надежда Тамановская.
Выступая на сессии, президент ВАРПЭ рассказал, как происходящее на российском рыбном стыкуется с мировой тенденцией – падающей доходностью на старых рынках и растущей доходностью на рынках новых, потребительским спросом на новые виды продукции и маркетинговые коммуникации. В ближайшие три года эта тенденция будет ощущаться очень остро на отечественном рынке, прогнозирует Герман Зверев.
Глава ВАРПЭ отмечает всё более заметный разрыв между лидерами рынка и всеми остальными его участниками. К лидерам относятся не только те игроки, которые используют свои технологии – производственные, финансовые, маркетинговые. Сегодня впереди те, кто успешно пользуется регулированием, создаваемым негосударственными транснациональными системами. «Российский рыбопромышленный бизнес работает, к сожалению, в режиме догоняющей модернизации. Мы сначала существенно отстаём от этих лидеров, затем начинаем усиленно догонять, – отмечает Герман Зверев. – Так было с экологической сертификацией. Так случилось и с икрой минтая. 30 лет назад был создан минтаевый рынок. Рукотворный, он возник в Японии из-за целенаправленных действий игроков рынка. Российский бизнес на определённом этапе получал прибыль за счёт работы на этом рынке, но не управлял им и не участвовал в нём. Наши попытки управлять шесть лет назад столкнулись с претензиями одного из регулирующих ведомств. Поэтому сейчас российские минтайщики работают над интересным проектом, предполагающим создание такого рынка в Китае. ВАРПЭ ведёт большую исследовательскую работу в этом направлении. Надеюсь, на санкт-петербургском рыбопромышленном форуме мы представим результаты этого проекта в виде готовой стратегии продвижения».
Руководитель ВАРПЭ также назвал приметой времени существенные изменения регуляторики в рыболовных державах мира. «Поэтому инициативы Федерального агентства по рыболовству, сформулированные два года назад в виде нормативно-правового акта, укладываются в мировой тренд. Другое дело, что подобные инициативы и решения должны очень серьёзно обсуждаться с бизнес-сообществом. Такая форма обсуждения, судя по отношению Росрыболовства к отраслевым союзам и ассоциациям, есть и будет. Нас больше беспокоит позиция другой части регуляторного блока, которая устанавливает требования к рынку, его структуре. По мнению Федеральной налоговой службы, структура должна состоять только из трёх звеньев – добытчики, переработчики, розничные сети. Абсолютно игнорируется такой важный элемент, как оптовое звено, трейдеры. Предлагается система рыбного рынка, совершенно отличная от той, что принята в мире, идущем путём поддержки этого звена – будь то рыболовецкие, сбытовые кооперативы. Конечно, это очень опасно, потому что сложившаяся система рыбного рынка будет крайне неустойчива, если звено трейдеров на государственном уровне признают ненужным. Без оптового звена невозможно обеспечить доступность сырья и продукции для рынка».