Руководитель Приморского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» - о рыбных портах, «Русской рыбе» и проектах в логистике и ритейле
Подведомственные Федеральному агентству по рыболовству предприятия и учреждения не ставят своей целью модифицироваться в неких "элитных игроков" на рынке рыбодобычи Российской Федерации. Речь идет о реализации ряда проектов в сфере логистики, ритейла, брендинга и модернизации портовой инфраструктуры, которые, по оценке регулятора, необходимы для преодоления определенной стагнации в развитии рыбной отрасли страны. Об этих проектах рассказал заместитель генерального директора ФГУП "Нацрабресурс" по работе с Приморским филиалом – директор филиала Юрий Балашов.
— Представители руководства ФГУП "Нацрыбресурс" принимали участие в XIII Международном конгрессе рыбаков в Приморье. Как вы оцениваете этот отраслевой форум? Какие вопросы обсуждались с участниками МКР в этом году?
— Международный конгресс рыбаков, который проходит уже в тринадцатый раз, — мероприятие, безусловно, значимое для всей отечественной рыбной отрасли. Ведь именно у нас, на Дальнем Востоке добывается основная часть всей рыбы в России. Это прекрасная площадка для обмена мнениями по насущным проблемам, которая, естественно, интересна и нам. Ведь выстраивая стратегию развития предприятия, мы должны слышать рыбаков, их нужды, чаянья. Конгресс – это большой, устоявшийся клуб для дискуссии, выработки алгоритмов взаимодействия и развития как отдельно взятых проектов, так и всей рыбной отрасли. Нас сегодня, естественно, интересуют все вопросы, касающиеся развития береговой инфраструктуры. Поэтому основные вопросы к обсуждению с участниками форума, конечно, касались арендных отношений, а также совместных проектов по переработке и реализации рыбы.
"Нацрыбресурс", как вы знаете, сейчас развивает ряд перспективных отраслевых проектов, которые, я надеюсь, будут востребованы. Это, в первую очередь, логистика. Наш проект "Нацрыблогистик", анонсированный в прошлом году, набирает обороты. Не так быстро, как этого хотелось бы, но я полагаю, что скоро мы сможем предложить рыбакам более выгодные условия перевозки, нежели существующие сейчас.
Также это проект по обеспечению безопасности в рыбных портах, разработанный нашим предприятием совместно с ГЛОНАСС. Это и создание торговой сети по реализации рыбной продукции — по примеру наших магазинов в Калининграде и Мурманске. Дальний Восток, на развитие которого государством сейчас обращено особое внимание, — это большой плацдарм для нашей деятельности. Так что вопросов для обсуждения с участниками форума у нас всегда много.
— Так как продвигается проект "Нацрыбресурса" по открытию на Дальнем Востоке рыбных магазинов — во Владивостоке и Южно-Сахалинске? Есть ли сложности?
— ФГУП "Нацрыбресурс" планирует осуществлять розничную торговлю рыбой и рыбопродукцией в населенных пунктах регионов Дальнего Востока, в том числе во Владивостоке и Южно-Сахалинске, в рамках проекта по созданию небольших рыбных магазинов разных форматов. В качестве стартового формата будут запущены нестационарные торговые объекты.
В рамках проекта предполагается устанавливать минимальные наценки на рыбопродукцию — за счет снижения затрат на логистику и других накладных расходов, а также прямых поставок рыбной продукции от рыбаков.
В настоящее время закупается оборудование для торговых точек. Сложность, как и в любом проекте по запуску магазинов, состоит в выборе торговой точки, которая позволить привлечь в магазин покупателей.
— На недавнем Конгрессе рыбаков говорили и о продвижении мультибренда "Русская рыба", чем занимается сейчас Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Как вы относитесь к этому проекту?
— Бренд "Русская рыба" изначально задуман для идентификации нашей, российской рыбной продукции на внутреннем и мировом рынках. Наши рыбаки постепенно улучшают позиции на внутреннем рынке, замещая импортную продукцию. Помогли, в том числе, и санкции, объем импорта рыбной продукции в натуральном выражении сократился более чем на треть с момента введения Россией контрмер. Освободившуюся нишу с удовольствием заняли отечественные компании. Как показал проведенный недавно "Нацрыбресурсом" и ВНИРО конкурс на лучшую рыбную продукцию, рыбопродукты у нас делать умеют. И, я бы даже сказал, – любят.
Кроме того, для развития рыбопереработки введен новый механизм государственной поддержки – квоты на инвестиционные цели для строительства высокотехнологичных судов на российских верфях и береговых перерабатывающих заводов. В этом году подписаны договоры на строительство 33 судов и 18 фабрик.
Наша рыба, особенно на Дальнем Востоке, это преимущественно дикая, выросшая в естественных условиях. И именно этот тренд возрождения российской рыбной индустрии и обозначается брендом "Русская рыба". Нашу рыбу должны знать и ценить. Как французские вина, армянский коньяк, китайский шелк. И если говорить о перспективах развития этого бренда, то, на мой взгляд, они самые широкие. Не хочу забегать вперед, но, думаю, в ближайшее время рыбакам и переработчикам будет предложен формат взаимодействия под этим брендом. И уверен, что это станет новой качественной ступенью развития всей отрасли.
— Некоторое время назад в прессе активно обсуждалось состояние государственных гидротехнических сооружений (ГТС), оператором по управлению которыми является "Нацрыбресурс", и прежде всего – причалов в так называемых "рыбных" портах края. Как сегодня развиваются ваши отношения в этом вопросе со стивидорами-арендаторами?
— В настоящее время со стивидорами налажены конструктивные отношения. Большинство дальневосточных ГТС сданы в аренду. Так, по Приморскому краю 90% ГТС, находящихся в хозяйственном ведении "Нацрыбресурса", переданы в аренду по долгосрочным договорам. Согласно условиям договоров, арендаторы должны поддерживать портовую инфраструктуру в работоспособном состоянии и модернизировать ее за свой счет.
"Нацрыбресурс" следит за соблюдением условий договоров, большинство портовых операторов выполняют договорные обязательства. Но есть и негативные тенденции. Например – Находкинский морской рыбный порт. В порту выведен из эксплуатации действующий холодильник, и пока не видно практических шагов по строительству нового. А ведь обязательства по инвестициям в портовую инфраструктуру увязаны со статусом резидента Свободного порта Владивосток, который получили арендаторы. С такими случаями придется разбираться предметно и требовать от арендаторов полного исполнения своих обязательств.
— А насколько в целом важна модернизация береговой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока?
— Вопрос модернизации портовой инфраструктуры, безусловно, важен. Модернизация портов необходима для нормальной работы рыбаков, для перегрузки рыбы, в том числе, на заводы, которые будут построены через механизм инвестиционных квот.
Минсельхозом России в 2017 году утверждена Стратегия развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота с учетом береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, хранения и дистрибуции рыбной продукции. Она определила приоритеты и механизмы модернизации инфраструктуры, в том числе — в вопросах аренды принадлежащих государству портовых гидротехнических сооружений. На базе действующих портовых терминалов планируется создание центров обслуживания рыбопромыслового флота, увеличение мощностей по хранению рыбной продукции. Эти мероприятия будут осуществляться через частно-государственное партнерство, в основном, за счет частных инвестиций.
— В правительство РФ поступил законопроект об акционировании ФГУП "Нацрыбресурс" и "слиянии" его с ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (Главрыбвод) и ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи". Между тем некоторые представители бизнес-сообщества выступили с критикой этой инициативы, говоря, в частности, о возможном появлении на рынке "государственного игрока с функциями регулятора". На ваш взгляд, почему возникли такие опасения?
— Опасения возникли, вероятнее всего, из-за недостаточно внимательного ознакомления с текстом законопроекта и неверной его интерпретации. Речь идет о реорганизации, о государственной политике по сокращению непосредственного государственного участия в экономике и переводу хозяйственных функций в акционерные общества.
Создание такого общества и предусмотрено законопроектом. АО по определению не может заниматься государственным регулированием. В случае с подведомственными Росрыболовству организациями речь идет о концентрации внебюджетных финансовых ресурсов и их использовании для осуществления важных для отрасли инвестиционных проектов. Их направления – воспроизводство водных биоресурсов, развитие портовой инфраструктуры, информационное обеспечение отрасли. Создаваемое общество не будет иметь каких-либо преференций по сравнению с другими.
— В сентябре этого года делегация ФГУП "Нацрыбресурс" принимала участие в II Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге. Каковы ваши впечатления от мероприятия? Какие вопросы и темы Форума были важны для дальневосточных филиалов ФГУП?
— Международный рыбопромышленный форум, который уже во второй раз прошел в Санкт-Петербурге, по мнению нашей делегации, действительно становится главным отраслевым мероприятием России. Площадка форуму в этом году объединила представителей более 30 стран мира. И вопросы, поднятые в сентябре на площадках МРФ, показывают, что мировое рыболовное сообщество обеспокоено проблемами обеспечения устойчивого промысла в Мировом океане. Учитывая прогнозы по приросту населения к 2050 году, а также негативные изменения в среде обитания человека, связанные с экологическими проблемами и климатическими изменениями, важно было обсудить все возможные сценарии развития мировой рыбной индустрии именно в долгосрочной перспективе. Такое обсуждение состоялось.
Для нашей делегации это было очень интересно. Ведь каждый участник большого механизма рыбной отрасли должен работать в рамках своей определенной миссии. И соответственно развиваться. Если на сегодняшний день мы управляем государственными гидротехническими сооружениями в рыбных терминалах портов, то это, учитывая перспективы развития рыболовства, совсем не значит, что мы будем заниматься всегда только этим. Все будет зависеть от задач, которые необходимо будет решать для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. Мы же государственное предприятие, и нас это касается напрямую. На сегодняшний день "Нацрыбресурсом" уже заложены перспективные проекты и программы, рассчитанные на долгосрочную перспективу работы с отраслевыми компаниями. И, конечно, когда есть возможность встретиться с коллегами по цеху, их посмотреть, себя показать, обсудить насущные проблемы, варианты возможного взаимодействия – это прекрасно. И Форум создал для этого все условия.
ФГУП "Нацрыбресурс" был представлен на МРФ-2018 объемным выставочным стендом с интерактивной демонстрацией стратегии развития предприятия, его инфраструктурных и производственных мощностей, судов рыбопромыслового и служебно-вспомогательного флота.
Справка: Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы" (ФГУП "Нацрыбресурс") является подведомственным предприятием Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство), обеспечивающим интересы государства в проектах государственно-частного партнерства, реализуемых под эгидой ФАР в сфере рыбохозяйственного комплекса.
ФГУП "Нацрыбресурс" было создано 9 сентября1999 года в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации № 951-р от 18 июня 1999 года. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Федеральное агентство по рыболовству.
ФГУП "Нацрыбресурс" осуществляет свою деятельность за счет средств, получаемых им за выполнение работ (услуг), связанных с комплексным обслуживанием судов рыбопромыслового флота в рыбных терминалах морских портов, сдачи в аренду закрепленного за предприятием имущества, добычи и переработки рыбы и морепродуктов, и реализации рыбопродукции на внутреннем рынке (импортозамещение) и иных доходов от осуществляемой деятельности.
Приморский филиал ФГУП "Нацрыбресурс" осуществляет свою деятельность в пределах морского порта Владивосток в бухтах Золотой Рог и Диомид, морского порта Зарубино, и в пределах морского порта Находка, включая морские терминалы в Преображении и Ливадии. Услуги, оказываемые филиалом: предоставление причальных стенок для стоянки судов, технологическое накопление грузов на причала, предоставление причалов для погрузо-разгрузочных работ, накопление ТБО.