Неводы, тралы, снюрреводы. Как живут производители орудий лова на Дальнем Востоке
Программа инвестиционных квот воплощается в жизнь. Это больше не разговоры и рассуждения, это работающий механизм. Наши верфи уже строят для отечественных рыболовецких компаний уникальные, современные траулеры, процессоры, ярусоловы и прочий специализированный флот. "Квоты под киль" набирают обороты, а что происходит при этом с производителями профильной продукции? Наша редакция поговорила с заместителем директора по производству "Приморского сетевязального производства" Евгением Мазуром. Компания, которую он представляет, производит различные тралы, кошельковые невода и орудия лова.
- Евгений Евгеньевич, ассоциативно Большой Камень сразу же навевает мысли о судостроительном комплексе "Звезда" и широкомасштабной стройке. Но город, его промышленность для нас так же далеки, как и весь Дальний Восток. А ведь там же расположена, например, ваша компания - "Приморское сетевязальное производство". Расскажите, чем занимаетесь и какую продукцию производите?
- "Приморское сетевязальное производство" - это ведущее предприятие Дальнего Востока по проектированию и изготовлению орудий океанического и прибрежного рыболовства из собственных материалов. На протяжении 20 лет компания успешно снабжает рыбопромысловые фирмы канатами и делями собственного производства по всей России.
- Какие ваши основные направления деятельности?
- Основной наш профиль - это производство канатов, веревок, шнуров, сетематериалов и изготовление тралов и траловых мешков, кошельковых и ставных неводов, снюрреводов. Все изделия мы проектируем самостоятельно, используя программу AutoCAD для трехмерного проектирования и наш многолетний опыт.
- Евгений Евгеньевич, "Приморское сетевязальное производство" создает уникальную и сложную продукцию. Каковы мощности предприятия? Сколько человек трудится на производстве?
- На нашем предприятии трудится около 120 человек. Мы можем выпускать до 1000 тонн канатов и сетематериалов в год.
- Ваше производство находится в одном городе с ССК "Звезда". Вы сотрудничаете с комплексом? Кто вообще ваши основные заказчики?
- Мы сотрудничаем с заводом на постоянной основе, поставляем различную канатную продукцию для судов. Также в октябре 2018 года была поставка оградительных сетей из полиэтилена для китайской строительной компании, которая занята строительством второй очереди сухого дока судостроительного комплекса "Звезда".
Нашими заказчиками являются компания "Пиленга", Рыболовецкий колхоз им. Ленина, Рыболовецкий колхоз "Дружба", Рыболовецкий колхоз "Приморец" и другие рыбодобывающие компании.
- Вы в Приморском крае одни? В России вообще есть полноценные конкуренты вашему предприятию?
- Да, есть несколько конкурентных предприятий в нашем направлении бизнеса. Хотелось бы работать сообща, чтобы в России было совсем мало иностранных поставщиков продукции, потому что наши предприятия способны закрыть большую часть потребностей рыболовства в стране.
- Евгений Евгеньевичем, ваша компания работает рядом с Кореей, Китаем. Работаете ли на экспорт? Может, поставляете продукцию в страны Азии?
- К сожалению, пока нет возможности работать на азиатские рынки. Я это связываю с тем, что мы неконкурентособны по стоимости за пределами России с нашими издержками. На рынке сырья у нас правит монополия. Поэтому для нас наше же российское сырье не стоит дешевле по сравнению с мировым рынком. Мы являемся добытчиками углеводорода, но сами гранулы, необходимые нам для производства, стоят так же дорого. Это относится и к капроновым нитям. Поэтому мы и не можем предлагать конкурентоспособные цены для потенциальных зарубежных клиентов, так как тратим на сырье и производство не меньше средств.
- А в чем тогда заключаются преимущества продукции, произведенной "Приморской сетевязальной компанией"? Есть ли какие-то совершенно уникальные позиции, поставляемые только вашим предприятием?
- Нашей уникальной особенностью являются канатные тралы для лова минтая в сложной ледовой обстановке. Они неприхотливые, прочные и быстро идут на подъем. Подобная продукция пользуется большим спросом ввиду своей универсальности. В остальном - все, что мы выпускаем, уже есть в мировом опыте. Мы стараемся уделять особое внимание производству той номенклатуры, которая востребована на нашем рынке. Так совсем недавно начали использовать плетеные канаты из полистила и дайнимы в канатных частях тралов.
Еще в октябре этого года мы поставили на буксиры "Портофлота", которые обслуживают танкеры в Восточном порту, новые плетено-плетеные канаты из дайнимы - сверхвысокопрочного волокна. На сегодняшний день наша компания, возможно, первая, кто получил одобрение РМРС на производство восьмипрядных канатов из сверхвысокомолекулярного полиэтилена высокой плотности (СВМПЭ) в оплетке.
Мы постоянно работаем над созданием новых нитей, экспериментируем с добавками и соотношением материалов в производстве продукции, анализируем изделия на стирание, проводим испытания на разрыв. У нас есть собственная разрывная машина и машина на проверку истираемости. Также проводились испытания наших шнуров из полиэтилена в Литве (Клайпеда), у наших товарищей из компании "Аквасервис". Они отметили хорошие показатели истираемости, разрывная нагрузка также соответствует заявленной.
- Какой материал используете в производстве канатов, орудия лова и прочих товаров?
- В производстве используем нить полиамидную российского производства. Производим также на экструзионных линиях полиэтиленовую, полипропиленовую и полистиловую нити из гранул отечественного и иностранного производства.
- Евгений Евгеньевич, программа инвестквот. По всей России заводы начали закладывать траулеры в рамках нее. Совсем скоро уже и на воду будут спущены первые отечественные "рыбаки". На вас - как производителей сетей и орудий лова - развитие подобного профильного судостроения как-то повлияло?
- К нам обращались и до сих пор обращаются российские рыболовецкие компании, которые собираются строить флот в рамках программы, и они хотят для этого разрабатывать орудия лова. Однако хочу заметить, что "квоты под киль" станут хороши для нас только в тех случаях, когда судовладельцы повернуты в сторону отечественных поставщиков. К примеру, весь наш дальневосточный рыболовецкий флот находится в Корее. Это означает, что, наверняка, орудия лова будут куплены именно там. Дело в том, что сегодня многое зависит от самих заказчиков флота - какую именно продукцию они хотят видеть на своих новых судах. Мы проводили переговоры с представителями Рыболовецкого колхоза им. Ленина, чьи траулеры строятся на ПСЗ "Янтарь", и нашли общие точки для сотрудничества по орудиям лова и кошельковым неводам. Ежегодно меняется промысел; сейчас, к примеру, ловят скумбрию, кальмары, различные неодуемые объекты (неквотируемый вид водных биоресурсов - прим. ред.). Любая компания стремится подстроиться под эти условия. Но в любом случае строительство нового флота в стране - это всегда хорошо для всех. Нам открываются горизонты сотрудничества, начиная от закупок швартовых канатов и заканчивая приобретением орудий лова.
- Мне казалось, что программа как раз и откроет вам горизонты: в стране строят новые суда, закупается отечественное оборудование и дельные вещи. Никто не закрывает заказчиков от иностранной продукции, просто такие специфические позиции, которые производите вы, думаю, можно приобрести на территории своей страны.
- Понимаете, здесь работает другая схема. Если компании удобнее работать за границей, то она будет закупать снабжение там, ей незачем заходить в Россию и сталкиваться с суровой действительностью нашей бюрократии. Плюс поддержка государства играет немаловажную роль в конкуренции с иностранными компаниями.
- В каких масштабных проектах участвовали? Какие проекты находятся в перспективе?
- У нас как на стройке. Взяли объект и строим. Построили – беремся за новый. Буквально на днях отгрузили кошельковый невод для ловли сардины иваси на судно "KissyoMaro", его пошив занял приблизительно четыре месяца. Мы отмечаем стабильный интерес к кошельковым неводам для промысла подобного вида рыбы. Владельцы судов с перспективой на будущее хотят инвестировать в постройку неводов и переоборудование судов под такой вид промысла. Например, с началом подходов иваси за три года на базе "Приморского сетевязального производства" было разработано и произведено четыре кошельковых невода для различных типов судов. Тесный контакт с рыбаками и опыт зарубежных коллег позволяют нам совершенствовать и применять новшества в каждом последующем орудии лова.
- Поставляли ли собственную продукцию на строящиеся российские траулеры, процессоры и прочие рыболовецкие суда?
- На строящийся рыболовный флот пока еще ничего не поставляли. Но ведутся переговоры с несколькими компаниями, которые строят ряд судов. Будем проектировать и строить новые орудия лова именно под их флот и их специфику. Кстати говоря, пару лет назад мы разработали и построили два снюрревода и два креветочных трала для двух новых судов типа РС-800 китайской постройки для "Северо-восточной рыболовной компании".
- Поделитесь вашим видением этого сегмента рынка - сетевязальной продукции и орудий лова. Каков отечественный рынок подобной продукции? Каков мировой? Уступаем ли мы, как производители, по качеству?
- Мы очень надеемся на развитие рынка орудий лова и сетеснастной продукции. Наша компания имеет прямую зависимость от развития рыболовной отрасли и развития марикультуры. Конкуренция на рынке высокая. Наш коллектив работает в основном по Дальневосточному региону. Есть отечественные фабрики, которые поставляют свою продукцию по всему миру. Со всех сторон нас поджимают иностранные производители. Если говорить о Дальнем Востоке, то, например, в Корее базируется много российских рыболовных компаний, и им дешевле и проще покупать снабжение, канаты, орудия лова там. Также много продукции приходит из Китая и Индии.
В таких условиях рынка мы стремимся к постоянному повышению качества продукции, однако непрерывный рост цен на сырье (полиамидное волокно, гранулы полипропилена и полиэтилена) не позволяет держать цену на стабильном уровне. Приходится подстраиваться под рыночные реалии. Наше предприятие стремится к качеству европейских производителей в производстве сетематериалов. Для нас одними из ведущих мировых производителей подобной канатной продукции в мире являются компании из Японии и США. Каждый производитель старается изобрести и применить новшества, чтобы вырваться вперед и занять новую нишу в отрасли. Именно поэтому мы начали применять дайниму в производстве канатов. Это высокопрочный материал, по прочности сопоставимый со стальными канатами.
- "Приморское сетевязальное производство" является резидентом свободного порта Владивосток. Как вы попали в список резидентов? Что это дает вашей компании?
- Статус резидента свободного порта Владивосток позволил приобрести энергосберегающую экструзионную линию, сетевязальное оборудование для производства мелкоячейных делей, а также произвести модернизацию оборудования. Облегченная налоговая нагрузка дает возможность постепенно заменять устаревшее оборудование и развиваться.
- Евгений Евгеньевич, расскажите о планах на ближайшее время.
- Нашей главной целью является улучшение качества производимой продукции. Помимо этого, планируем наладить выпуск новых канатов в оплетке из полиэтилена. Для производства такой продукции и изготовления новых канатных элементов для пелагических тралов наше предприятие уже закупило необходимое оборудование. Подобный курс производства сформирован, благодаря желаниям отечественных заказчиков.
От себя отмечу, нам важен каждый клиент: от опытного рыбака до крупной рыбодобывающей компании. Всегда стремимся помочь в нашем нелегком деле – рыбалке!