В российской Арктике предлагают создать международную офшорную зону
Для привлечения инвестиций и реализации крупных инвестпроектов в российской Арктике, необходимо подумать о создании на этих территориях международной офшорной зоны. Такое мнение высказал председатель общественного совета государственного комитета Якутии по делам Арктики Анатолий Слепцов.
Эту идею он высказал, комментируя послание главы региона Айсена Николаева, в котором руководитель республики назвал Арктику будущим Якутии. Анатолий Слепцов также констатировал необходимость того, чтобы государство комплексно и инновационно управляло Арктической зоной — так, чтобы эти территории могли отвечать на вызовы времени, которые возникают перед ними в условиях глобализации и изменения климата.
«Абсолютно верно, что экономический рост северных улусов республики связан прежде всего с формированием Северо-Якутской опорной зоны развития Арктической зоны России с привязкой к Северному морскому пути, — также отметил общественник. — Главное — это обеспечение инновационного развития транспортной инфраструктуры вокруг Северного морского пути. Это, прежде всего, реконструкция морских портов Тикси, Нижнеянск и Зелёный мыс, создание малых атомных станций, международных научных баз по изучению Арктики, инновационных центров промышленного прибрежного арктического рыболовства, по переработке рыбной продукции, а также инновационных центров северного оленеводства, по переработке продукции северного оленеводства для стран Азиатско-тихоокеанского региона».
Анатолий Слепцов подчеркнул, что возникающие в связи с созданием Северного морского пути потребности Северо-Якутской опорной зоны в грузовых и рыболовецких судах класса река-море позволит обеспечить создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи. Он также отметил важность реконструкции северных аэропортов, которая идёт сейчас в рамках нацпроектов.
«Это позволит обеспечить международные авиационные транспортные коридоры из Азии в Европу, даст основу развитию арктической малой авиации, что свяжет северные районы и отдалённые населённые пункты между собой и с Якутском. Развитие транспортной системы даст толчок промышленному и социальному развитию Арктики, решению вопросов северного завоза, освоению природных ресурсов на основе новейших технологий», — уверен Анатолий Слепцов.
Говоря о создаваемом по распоряжению главы Якутии министерстве по развитию Арктики, он отметил, что это ведомство должно отвечать за реализацию всех проектов в арктической зоне республики. Эти мероприятия в обязательном порядке должны быть закреплены отдельной строкой в каждой государственной программе, также констатировал Анатолий Слепцов.
«Поддерживаю идею разработки отдельной программы по комплексному развитию Арктики, как часть национальной программы по устойчивому развитию АЗРФ. В этой программе должны быть заложены меры по подготовке кадров и закреплению молодых специалистов в Арктике, в части жилищного строительства, строительство детских садов и школ, повышенной заработной платы и обеспечения скоростным Интернетом», — подытожил председатель общественного совета государственного комитета Якутии по делам Арктики.
Арктические территории Якутии будет развивать специально созданное для этого ведомство. Об образовании министерства по развитию Арктики в ежегодном послании Госсобранию республики заявил глава региона Айсен Николаев.
«Развитие Арктической зоны требует комплексного подхода. Наскоком, точечными мерами её точно не поднять. Масштаб задач требует абсолютно нового уровня и качества управления», — считает глава Якутии.
Пока, по его словам, люди уезжают с арктических территорий: за восемь лет их население уменьшилось на 8%, на треть меньше стало оленеводов, поголовье оленей сократилось почти на 25%.