Какими будут оптовые продовольственные рынки
Летом 2019 года Минпромторг разработал стратегию развития торговли в России до 2025 года, в которой впервые была представлена концепция оптовых продовольственных рынков.
Предполагается, что оптовые рынки позволят равномерно поставлять скоропортящуюся продукцию по всей территории России, а мелким и средним предпринимателям помогут избавиться от ненужных посредников.
Концепция
Оптовые продовольственные рынки отличаются от розничных тем, что направлены на других покупателей: к оптовой торговле обращаются так называемые “профессиональные потребители”, то есть ритейл, HoReCa, гостиницы и питание в госучреждениях (школы, больницы, детские сады и т.д.).
Разработчики концепции считают, что в России система оптовой торговли сильно отстает от мировых продовольственных лидеров, что является сильным упущением. Важность оптовой торговли закрепляется тем, что у России огромные масштабы, большие расстояния, неравномерно заселенные территории и рассредоточенные производители. Это усложняет логистику и делает издержки более высокими.
Таким образом, развитие оптовой торговли позволит ликвидировать ненужных посредников и открыть доступ к новым каналам сбыта. Современное оптовое звено должно состоять из четырех работающих систем, обслуживающих свой круг оптовых поставщиков и покупателей:
-
оптовые продовольственные рынки, ориентированные на несетевую розницу, общепит, гостиничный сегмент;
-
распределительные центры торговых сетей;
-
независимые (не относящиеся к торговым сетям) распределительные центры и магазины формата Cash and Carry;
-
системы собственной дистрибуции производителей продуктов питания и импортеров.
Зачем нужны оптовые рынки
В развитых странах основную нагрузку несут первые две системы - оптовые рынки и распределительные центры сетей. Они являются основным оптовым каналом движения продовольственных товаров.
В России это устроено иначе, что приводит к некоторому дисбалансу: например, это заметно по тому, что товары категории фреш в торговых сетях и несетевой рознице сильно отличаются. При посещении рынков и ярмарок их можно найти только в сезон поступления свежих овощей, фруктов и ягод, а в течение всего остального года продуктов нет из-за логистических сложностей.
Позиция власти на счет развития торговли сводится к тому, что для нормального функционирования рынка необходимо наличие всех вышеперечисленных систем, поэтому главной задачей должно стать исправление недостающего звена: системы оптовых продрынков. Сейчас оптовая торговля представляет из себя “хаотично разбросанные по городу хладокомбинаты и плодоовощные базы”, являющиеся наследием советской распределительной системы. Из-за этого хромает вся торговля, что видно, например, на отсутствии свежей рыбы на рынках или сезонной разнице в цене на овощи, достигающей сотни процентов.
Мелкие и средние производители, не имеющие возможности выйти в торговые сети, точно так же не могут выйти и в несетевую розницу с общепитом, что заставляет их обращаться к длинным цепочкам посредников-оптовиков. Как следствие, в городах отсутствует несетевая торговля категории фреш, почти нигде нет рынков, ярмарок и специализированных лавок. Точно такая же проблема с поставками есть и в сегменте питания вне дома, в том числе в несетевых кафе, ресторанах и фаст-фуде.
Мировой опыт
В большинстве стран ЕС оптовая торговля всей скоропортящейся продукцией организована через оптовые рынки, которые были созданы еще после Второй Мировой войны.
Большого внимания заслуживает опыт Польши, где государство озаботилось вопросом развития оптовых продовольственных рынков не так давно - в 1990-2000-ых годах. Там строительство продовольственных оптовых рынков началось в июле 1996 года, после принятия “Программы организации оптовых рынков и товарных бирж на период до 2000 года”.
Позже были приняты еще две правительственные программы, нацеленные на работу оптовых рынков. Всего к 2001 году было построено 27 оптовых рынков, из которых 12 созданы по правительственной программе в регионах, 7 рынков построены вне программы, но на бюджетные деньги, и еще 8 рынков появились с привлечением частного капитала.
Весь капитал оптовых рынков в Польше делится следующим образом: 39 млн евро - Министерство финансов Польши, 33 млн евро - Агентство по реструктуризации и модернизации сельского хозяйства, 26 млн евро - органы местного самоуправления, 12 млн евро - производители и оптовики, 11 млн евро - другие источники. Всего из 27 рынков пять являются межрегиональными.
На сегодняшний день в Европе основная часть мясной, рыбной и плодоовощной продукции реализуется именно через оптовые рынки. Во Франции их 19, в Германии - 16, в Испании - 23, в Италии - 30, в Великобритании - 26. Структура оборота везде разная, но на первом месте везде овощи и фрукты - через оптовые рынки проходит до 80% их оборота. Парижский рынок национального значения Rungis и мадридский Mercamadrid обеспечивают около 50% оборота свежих продуктов питания в своих регионах.
В Европе рынки всегда либо полностью государственные, либо частично ему принадлежат. В Испании, например, система оптовых рынков Mercasa является государственным предприятием на 100%. Во Франции 52% акций компании Semmaris, управляющей парижским Rungis, принадлежат государству, городу Парижу и департаменту Валь-де-Марн.
Системы продовольственных рынков в этих двух странах были созданы по специальному решению государства, которое обеспечило площадки транспортной инфраструктурой, позволяющей использовать рынки тысячам мелких предпринимателей.
Во Франции, где продрынки официально закреплены с 1953 года, государство ввело институт специальных зон, благодаря которой вокруг рынков национального значения нельзя было торговать продуктами питания. В Испании также применялись запреты по осуществлению оптовой торговли вне государственных рынков.
К слову, рынки долгое время были убыточными: испанская Mercasa только недавно стала операционно прибыльной, а первые несколько десятилетий работала себе в минус. Тем не менее, испанское правительство не собирается получать с рынков прибыль, для него главное - поддерживать малый бизнес. Именно по этой причине ставки аренды на рынке Mercamadrid очень низкие даже по меркам российских городов.
Как хотят сделать у нас
Разработчики концепции считают, что в России не обязательно принимать европейскую модель государственных рынков, даже несмотря на то, что испанская модель считается одной из самых эффективных. Как вариант, предлагается использование механизма концессий или ГЧП, либо использование сил только частных инвесторов. Тем не менее, государству нужно будет регулировать рынки и создавать честные правила для всех участников, поэтому здесь, как и в странах с эффективной системой оптовой продовольственной торговли, посредником могут сделать отраслевые союзы и ассоциации. В данный момент в России часть таких функций выполняет Союз рынков России.
Минпромторг считает, что после создания оптовых рынков начнется процесс кооперации между мелкими сельскохозяйственными производителями, поэтому развитие рынков придаст стимул и для восстановления этой формы организации труда. Кроме того, важную роль в работе оптовых продрынков может взять на себя Центрсоюз, координирующий потребительскую кооперацию в стране.
В отличие от розничной, регулирование оптовой торговли в российском законодательстве фактически отсутствует. Единственным документом является Закон о торговле, в котором есть определение оптовой торговли: это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Концепция предлагает дополнить законодательство термином “оптовый продовольственный рынок”: под ним будет подразумеваться предприятие, предоставляющее оборудованные торговые места арендаторам (профессиональным оптовикам) и обеспечивающее условия для осуществления ими оптовой торговли.
Предполагается, что продрынок будет организатором оптового оборота и будет оказывать оптовым продавцам и покупателям необходимые сервисные услуги, в том числе логистические, по контролю качества, фасовке и переработке.
Оптовые продовольственные рынки, помимо своей основной функции, должны выполнять ряд других важных задач, в том числе оказывать поддержку малому бизнесу. Разработчики отмечают, что, например, испанская государственная компания Mercasa, управляющая 23 государственными оптовыми рынками, за свой счет модернизирует почти 200 муниципальных розничных рынков, а также организует различные программы поддержки для мелких розничных торговцев и рестораторов.
Кроме того, на оптовые рынки планируется возложить мониторинг и публикацию котировок текущих закупочных цен на продовольствие. Котировки цен должны стать ориентиром как для рынков, так и для госзакупок. Также предполагается, что у рынков будет централизованный ветеринарный и фитосанитарный контроль, обеспечиваемый государством, а создание инфраструктуры позволит “обелить” оборот, поскольку расчеты на оптовых рынках обычно производятся в безналичном порядке.
Рынки планируется разделить на федеральные и региональные, они будут различаться по объемам скоропортящейся продукции и размерам торговых площадей. Учитывая зарубежный опыт, разработчики планируют распределить рынки по принципу “один регион - один оптовый продовольственный рынок”, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов, вроде Кемерова и Новокузнецка. В городах с населением менее 200 тысяч человек создавать ОПР Минсельхоз считает нецелесообразным.
Как это будет работать
ОПР будет предоставлять торговые места и оборудование производителям и поставщикам, а также оказывать содействие в упаковке, расфасовке и погрузке товаров. Предполагается, что оптовый продовольственный рынок будет предоставлять весь спектр услуг, необходимый его участникам, вплоть до консалтинговой, маркетинговой, юридической и банковской поддержки. Руководить ОПР и отвечать за предоставление услуг будет управляющая компания.
Оптовые продовольственные рынки должны быть расположены рядом с городами и обеспечены удобным, быстрым и современным автомобильным сообщением с городом, грузовыми терминалами аэропортов, а также возможностью использования железнодорожного транспорта для поставок продовольствия.
Площадки для оптовых продовольственных рынков должны быть таких размеров, чтобы вмещать в себя все необходимые элементы: как минимум три отдельные зоны оптовой торговли, логистическую и холодильную инфраструктуру. На оптовом рынке не будет складов долговременного хранения.
Планируется даже создание дополнительных сервисов для комфорта участников торговли: кафе, ресторанов, гостиниц, магазинов, банков и прочего. В пример приводится барселонский рынок Mercabarna и мадридский Mercamadrid, которые имеют в своем составе даже детские сады для детей тысяч работников рынка.
На ОПР не предполагается ведение классической розничной торговли, но если в силу исторических причин это имеет место, то разработчик планирует четко разделить оптовые и розничные блоки.
Также разрабатывается структура финансовой поддержки для оптовых рынков, действующим будут помогать модернизироваться без ущерба бизнесу. Бюджетные средства будут направлять на создание инженерных коммуникаций, реконструкцию и достройку рынков. Госучастие в работе самих оптовых рынков предполагается ограничить регулированием аренды за торговые места, а также требованиям по качеству товаров и работе обслуживающих сервисов.