Разбор Greenpeace: почему ситуация с «китовой тюрьмой» может повториться
На этой неделе Greenpeace России получил от Росприроднадзора ответ на обращение по количеству морских млекопитающих, которых можно будет выловить в 2020 году — общий допустимый улов (ОДУ). Он станет основной нового вылова животных для дельфинариев и океанариумов. Ведомство сообщило о передаче нашего обращения в экспертную комиссию.
Не только Greenpeace опасается, что историю с бухтой Средняя «заметут под ковёр». И проблема не только в реальности появления новой «китовой тюрьмы» для животных, но и — снова — в нарушении законов.
Что происходит
Росприроднадзор начал государственную экологическую экспертизу «Материалов общего допустимого улова в районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации…». Эти документы предполагают вылов определённого количества морских животных для науки, для нужд малых народов Севера и других целей.
Эти цели в идеале могут достигаться без вреда для экосистемы. Тут нужно основание — данные о численности популяции животных, по которым делается вывод о том, сколько особей можно «забрать» из природы с минимальным ущербом для вида.
Текст-основание для вылова занял 64 страницы. В нём изложены расчёты, сколько тихоокеанских моржей, северных морских котиков, афалин, гринд и тихоокеанского белобокого дельфина и белух можно выловить в водах Дальнего Востока России.
Что здесь не так
Совет по морским млекопитающим изучил этот 64-страничный документ, нашёл в нём множество неточностей, небрежностей и противоречий.
Возьмём белуху, 87 особей этого вида попали в 2018 году в «китовую тюрьму». В готовящихся документах на вылов белух в 2020 году найден ряд нарушений:
-
обоснования нарушают приказ Росрыболовства об отлове с учётом нужд и численности популяции;
-
не учитываются данные о двукратном снижении численности белух в Охотском море между 1980-1990 годами и в первую декаду 21 века (фактически при полном отсутствии промысла);
-
говорится, что запас белухи в Охотском море стабилен и позволяет вести ограниченный промысел, однако актуальных сведений о запасе белух в тексте нет;
-
нет статистики вылова, несмотря на интенсивный отлов для океанариумов и продажи за границу, игнорируется случайная гибель животных при отлове;
-
в расчётах прироста численности, например, для Чукотского моря, допущены грубые ошибки.
А ещё в тексте обоснования общего допустимого улова есть такая фраза:
«В условиях высокой численности популяций белухи в Охотском море и ограниченной добычи/вылова белухи для содержания в океанариумах и дельфинариях в целях обеспечения культурно-просветительской деятельности дополнительных правил регулирования промысла устанавливать нет необходимости».
Аргументов в пользу такого вывода в документе нет. Данные о численности популяции, приведённые в обосновании либо усреднены, либо устарели, либо неточны.
И именно этот документ, не имеющий законных и резонных оснований, может допустить очередной отлов животных для индустрии развлечений в 2020 году.
Резюме Совета по морским млекопитающим сформулировано в конце направленного в Росприроднадзор отзыва: «ОДУ по белухе в Охотском море на 2020 г. должно быть установлено на нулевом уровне». Тот же вывод сделан в отношении гринд, афалин, белобокого дельфина: «…ОДУ на 2020 г. на все три вида дельфинов должен быть установлен на нулевом уровне».
Что делать дальше
Совет по морским млекопитающим собрал 15 экспертов, сделал подробный разбор по каждому виду и направил в Росприроднадзор обращение, отзыв и аргументированное предложение. В документах организация указывает, что дальнейшая работа над обоснованием вылова возможна только после новых тщательных оценок численности популяции каждого вида.
Greenpeace также направлял Росприроднадзору свои замечания и предложения по этому поводу. Мы получили ответ от ведомства, наше обращение будет рассмотрено экспертной комиссией.
Во время экспертизы члены комиссии должны изучить и принять во внимание аргументированные замечания к материалам.
Мы надеемся, что экспертная комиссия примет отрицательное заключение, как это случилось в начале 2019 года. Тогда это произошло не только из-за мнений экспертов, но и по обращению десятков тысяч людей, возмущённых историей «китовой тюрьмы». Мы рассчитываем, что ведомство примет верное решение, не допустив нарушения закона.