Чем обернутся для экономики крабовые аукционы
«Россия может столкнуться с коллапсом крабодобывающей отрасли»
На этой неделе в России начались первые крабовые аукционы. Предприятия готовились к ним еще с весны: 1 мая Владимир Путин подписал закон, предполагающий внедрение крабовых аукционов в сферу промышленного рыболовства. Бизнесмены теперь будут получать возможность добывать краба за деньги. Что такое эти крабовые аукционы, зачем они нужны и чем они обернутся для отрасли – в материале «ФедералПресс».
Печальный опыт
Россия оставалась ведущей мировой державой в сфере рыбодобычи много лет после распада Советского Союза. В год в РФ добывали 11,8 миллиона тонн свежей продукции. Однако потом начался спад: к 2004 году рыбодобыча в стране снизилась до 2,9 миллиона тонн. Пик кризиса пришелся как раз на начало «нулевых». По словам президента приморской Ассоциации рыбопромышленных предприятий Геннадия Мартынова, одной из причин проблемы стала покупка квот через аукционы. Это началось как раз в 2003 году. Квоты начали покупать неопытные компании, они стали зарабатывать деньги: браконьерствовать, продавать продукцию за рубеж по завышенной цене. В итоге на внутреннем рынке краба и рыбы стало очень мало. Честные рыболовные компании, зарабатывающие не так много, оказались в проигрыше. В итоге через год аукционы пришлось отменить.
«Ситуация стала такой сложной по разным причинам. Прежде всего, конечно, истощение природных ресурсов. Но дело еще и в том, что стало меньше самих компаний. И тогда рыбаки заговорили о том, что им нужен федеральный закон, который будет регулировать промышленное рыболовство. Власти приняли законы «О рыболовстве» и «О сохранении водных биологических ресурсов». Новые нормы предусматривали закрепление квот на добычу рыбы за разными организациями на очень долгий срок. Это сработало – мы стали добывать больше, в том числе и краба», – уточнил специалист.
Поначалу квоты распределяли на год, потом сроки начали увеличивать до трех, пяти и десяти лет.С уходом аукционов ситуация начала выравниваться, и рыбодобыча в России в целом выросла до 5 миллионов тонн. Выросла и добыча краба – хотя это особый биологический ресурс и на него действуют серьезные ограничения. С 2000 по 2007 годы его вообще запрещали добывать из-за браконьеров.
Принцип против аукциона
Добычу краба нельзя отделать от добычи рыбы в целом. Поэтому для того, чтобы понять, что такое крабовые аукционы, следует понять, как вообще работает российская рыбная промышленность.
Если говорить простым языком, то сейчас каждая российская компания, которая добывает рыбу и краба, должна получить квоту. По факту предприятие получает право на добычу определенного количества рыбы на строго отведенном участке. Нарушение границ участков или вылавливание большего количества рыбы может привести к серьезному наказанию.
Квоты распределяют по так называемому «историческому принципу». Это значит, что если компания до момента получения квот добывала, к примеру, тысячу тонн рыбы в год, то и по квоте в будущем будет добывать столько же. То же касается участков в море – их распределяют по тому же принципу.
До введения крабовых аукционов оборот добычи краба всех возможных видов в России достиг в 2018 году 60 миллиардов рублей. Однако в качестве налогов в бюджет поступало всего 380 миллионов рублей. Естественно, такой расклад не устроил российское правительство, поэтому в прошлом году началась разработка нового закона, который позволил бы наполнить казну.
Решением проблемы стали аукционы. Благодаря им государственный бюджет в 2020 году должен получить около 125 миллиардов рублей. Теперь распределением всех квот по крабубудут заниматься не чиновники, их станут покупать сами предприниматели на аукционе. Власти продают 41 лот – по тысяче тонн краба каждый. Это лишь 50 % от общего числа добычи – половину квот будут, как и раньше, распределять по историческому принципу. Однако, по мнению экспертов, это можно расценивать как тревожный звонок.
«Послезавтра начнется коллапс»
Крабовые аукционы начались 7 октября – но за первые два дня ни одна компания так и не приобрела лоты. Вероятнее всего, произошло это из-за слишком высоких цен – стоимость каждого составляет примерно три миллиарда рублей. Загвоздка в следующем: покупка квоты на аукционе накладывает на компанию обязательство по строительству специального краболовного судна. Его стоимость колоссальна – около миллиарда рублей. Так что согласятся на такое предложение далеко не все.
«Около четырех миллиардов рублей отдать за лот и за новое судно. А все для чего? Чтобы потом правительство решило все снова переиначить. Чиновники сами не знают, приживется ли эта инициатива, поэтому люди и не спешат тратить деньги. Как вкладываться в отрасль, которая постоянно меняется? А если кто-то решится, то придется брать серьезный кредит», – считает Геннадий Мартынов.
Он уточнил, что 95 процентов российского краба продают за рубеж.Аукцион, в теории, должен направить поток продукции на внутренний рынок. Однако будет ли это так на самом деле, пока неясно, потому что все зависит от платежеспособности российских покупателей.
Преподаватель кафедры промышленного рыболовства Дальрыбвтуза Артур Майсс рассказал редакции «ФедералПресс», что аукционы, скорее всего, больно ударят по отрасли. Они не способствуют ни развитию экономики, ни сохранению природных ресурсов.Единовременная огромная прибыль не даст результата, потому что потом госбюджет не будет получать даже тех денег, которые получал раньше.
«Такой подход не отвечает принципам рационального рыболовства. Мы много об этом говорили еще с 2002 года, когда были аукционы на разные виды рыбы. Мы уже видели, как победители аукциона, заплатившие повышенную цену за лот, стремятся компенсировать потери. В итоге они будут добывать больше краба, чем положено», – уточнил он.
К тому же есть серьезные опасения, что победить могут те компании, которые не имеют ни должного оборудования, ни обученных специалистов. А небольшие предприятия, имеющие все необходимое, останутся ни с чем.
«У кого сконцентрированы капиталы? Правильно, у крупных компаний. Они смогут выкупить все эти лоты, а малый и средний бизнес останется не у дел. Все эти маленькие рыбацкие поселки на побережье Приморского края попросту закроются – их некому будет содержать. Кто за это потом ответит?» – задает вполне оправданные вопросы Артур Майсс.
Замглавы «ТИНРО-Центра» Игорь Мельников также считает, что затея с аукционами не приведет ни к чему хорошему.
«У нас уже пытались проводить аукционы на рыбные квоты. После этого рыба и краб вообще исчезли из продажи. Это очень плохо, что их снова ввели в законодательство. Не стоит ломать существующую систему, основанную на историческом принципе», – пояснил специалист.
Игорь Мельников считает, что, если аукционы сработают, в России возникнет переизбыток краболовных судов и недостаток самого ресурса. Все виды крабов будут добывать в невиданных раньше объемах, чтобы отбить вложения. В итоге через пару лет Россия опять останется без краба.
«Чем отличаются те же нефтяные компании от рыболовных? Да практически ничем. Но почему-то нефтяные месторождения на аукционах не продают. Надо думать на пятнадцать лет вперед. Сегодняшние аукционы – это засилье браконьеров, бесконтрольный вылов, отсутствие конкуренции на рынке завтра. А послезавтра начнется коллапс всей крабодобычи», – рассказал эксперт.
В ожидании результатов
Власти, понятное дело, хотели как лучше. Замминистра сельского хозяйстваИлья Шестаков еще весной говорил, что аукционы – хороший способ привлечь на рынок новых игроков, дать равные возможности всем компаниям. Зампред думского Комитета по природным ресурсам Николай Будуев вообще заявил, что исторический принцип противоречит самому понятию конкуренции.
Кроме того, российские рыболовные компании не спешат насыщать внутренний рынок морепродуктами. Известно, что в Москве красная рыба или краб гораздо дешевле, чем на Дальнем Востоке. Это уже давно пытаются изменить федеральные и местные власти, но получается пока не очень. Аукционы, возможно, смогут переломить этот тренд.
Квоты на краба будут продавать до 15 октября. С 7 октября разыгрываются участки на Дальнем Востоке, с 14 числа начнут разыгрывать квоты на Севере. Что будет дальше, пока не ясно. В случае неудачи власти планируют снизить цену, но привлечет ли это необходимое количество рисковых предпринимателей, тоже неизвестно. Очевидно одно: если аукционы сработают с крабами, новый принцип могут применить ко всем видам рыбы.