О рыбной квоте и рыбацком флоте
В середине декабря Федеральное агентство по рыболовству опубликовало приказы о распределении квоты вылова биоресурсов на 2020 год.
Приказов десятки, они разделены по бассейнам – Дальневосточному, Северному, Западному и Волжско-Каспийскому. В каждом подробно, в деталях, в приложениях, дополнениях и таблицах расписано – районы промысла, виды биоресурсов, объекты добычи и их количество. Отдельно выделены квоты – инвестиционные, прибрежные, промышленные, научные…
Человеку, далекому от рыбопромысловой деятельности, разобраться в этих документах трудно. Тем не менее, хотелось увидеть число тонны рыбы, подтвержденные государством к добыче (инвестиционные) для компенсации расходов на строительство траулеров или рыбокомбинатов. Неплохо бы знать цифры допустимого улова (прибрежные) для команды сейнера, живущей у моря и кормящейся, как их деды и прадеды, от моря. Если чуть-чуть постараться то, к примеру, можно найти количество сельди, путассу и скумбрии, которое согласно международных договоров можно добыть российским рыбакам далеко-далеко от наших берегов, в Северной Атлантике.
Из всех документов по квотам следующего года безусловно представляет интерес количество трески и пикши, выделенной предприятиям Архангельской области. Причина простая; эта рыба пользуется особым спросом у северян, и поэтому как «пылкий товар» – у рыбопромышленников. И что также интересно – сравнить (система идентификации судов это позволяет) – как использовали архангельские промысловики рыбную квоту 2019 года:
Архангельский траловый флот с января будущего года получает квоту трески 21549 тонн, пикши – 6201 тонну. В уходящем году в Архангельск их средний морозильный траулер «Ачинск» за два рейса доставил чуть более тысячи тонн рыбопродукции. Маловато для одной из ведущей рыбодобывающий компании Северо-Запада России.
Рыболовецкому колхозу «Беломор» (Летняя Золотца) предоставлено право на вылов трески – 1016 тонн, пикши – 285 тонн, его партнеру рыбколхозу «Север» (Долгощелье) – трески 1603 тонн, пикши – 562 тонн. Траулер «Мурманск», который находится в совместном управлении, побывал в нашем порту однажды, привез сто тонн свежемороженой рыбы.
Рыболовная компания «Ягры»: квота на треску – 5857 тонн, на пикшу – 1381 тонн. Общество ограниченной ответственности «Поморсифуд»: квота на треску – 1287 тонн, на пикшу – 392 тонн. Траулеры этих компаний – «Ягры» и «Архангельск» выполнили в базовый порт за лето и осень 16 судозаходов, судовые экипажи которых выловили, переработали и отгрузили на склад порта более двух тысяч тонн рыбы. Кстати, за неделю до Нового года оба рыбацких судна очередной раз сдали рыбопродукцию и снова вышли на промысел.
На этом список рыбацких судов, побывавших в Архангельске в 2019 году закончился. Но не список пользователей рыбной квоты 2020 года. Так, рыболовецкий колхоз имени Калинина (Луда) присутствует в таблице распределения сразу в четырех графах: 1. треска – 1570 тонн, пикша – 1029 тонн. 2. треска – 2650 тонн, пикша – 779 тонн, 3. треска – 1609 тонн, пикша – 517 тонн. 4. треска – 3283 тонны, пикша – 493 тонны. Только посвященные в премудростях реорганизации могут пролить здесь свет – это суммированные квоты Архангельского рыбакколхозсоюза (АРКС). Отдельно в таблице стоит рыболовецкий колхоз имени Ленина (Тамица) с квотой на треску в 1570 тонн и пикшу в 471 тонну. А также рыболовецкий колхоз «Заря» (Лопшеньга); им отмеряно 4247 тонн трески и 1183 тонны пикши.
Если подытожить общее количество рыбы, которое может стать подспорьем жителям поморских деревень, получается «грех жаловаться». Однако названия судов, работающих под управлением АРКС – «Капелан», «Сапфир-2», «Капродан», «Изумруд» – архангелогодцам не говорят ни о чем; у нас они не бывают.
Рыболовецкий колхоз «Освобождение» (Койда) получит в будущем году право на вылов трески – 2175 тонн, пикши – 1197 тонн. Траулер «Койда-2», построенный, оборудованный и выведенный на промысел стараниями только этого колхоза несколько лет гремел славой по всей области. В прошлом, 2018 году, он привозил в Архангельск по двести тонн рыбы шесть раз. В настоящее время, согласно дислокации судов Северного бассейна, траулер «Койда-2» находится в Мурманске и стоит там давно. Будем надеяться, что в наступающем году его экипаж поработает на благо земляков так же продуктивно, как и раньше.