Отчётный доклад президента ВАРПЭ и совета ВАРПЭ за период 2017 – 2019 годов
Уважаемые участники Ассоциации!
Уважаемые приглашённые!
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.4 Устава ВАРПЭ разрешите выступить с отчётным докладом органов управления ассоциации общему собранию.
Работа органов управления ВАРПЭ в отчётный период происходила в условиях сразу нескольких масштабных изменений в сфере регулирования рыбной отрасли. Совпали во времени и наложились друг на друга перекройка рыболовного законодательства и принципиальное изменение целей и инструментов стратегического планирования в отрасли. Возникли и укрепились сразу несколько центров влияния на отрасль наряду с традиционным регулятором – Росрыболовством. И, конечно, ощутимое влияние на отрасль оказал информационный блицкриг, который осуществлялся главными государственными телевизионными каналами на рубеже 2018 – 2019 годов.
Совету ВАРПЭ пришлось работать в очень сложных условиях.
Начну с краткой характеристики законодательных изменений.
В период с января 2017 года по январь 2020 года вступили в силу шесть федеральных законов, которыми была внесена 221 поправка в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Период с января 2017 года по январь 2020 года стал периодом самых интенсивных законодательных изменений в истории российского рыболовства. При этом скорость рассмотрения и принятия некоторых законов была беспрецедентной, а в 2019 году рассмотрение законопроекта в обеих палатах Федерального Собрания, с нашей точки зрения, вообще происходило за рамками общепринятой парламентской процедуры, без учета позиций экспертного и профессионального сообщества.
Необходимо отметить, что многие внесённые в закон поправки прорабатывались с рыбацким сообществом, с ВАРПЭ. В частности, именно рыбацкое сообщество предлагало повысить обязательный уровень освоения квоты, предлагало установить возможность освоения квоты в рамках группы лиц, предполагало единое промысловое пространство.
Ряд поправок был направлен на уточнение базовых понятий отраслевого законодательства. Так, в очередной раз – уже четвёртый по счёту с момента принятия закона в 2004 году – было изменено регулирование прибрежного рыболовства. Прошедший год показал, что изменение некоторых основных понятий закона (прежде всего, понятия «уловы водных биологических ресурсов») повлекло неожиданные последствия. Некоторые из поправок вносились, что называется, на смежных треках:
– поправки в закон «О государственной границе» и поправки в закон «О рыболовстве»;
– Технический регламент «О безопасности рыбной продукции» и изменение понятийного аппарата нашего отраслевого закона.
Важные поправки, внесённые в один законодательный документ, оказались не проработаны и не состыкованы с необходимыми изменениями в другой законодательный документ.
Не буду подробно останавливаться на поправках, которые надломили действующий принцип долгосрочного закрепления водных биологических ресурсов. У Совета ВАРПЭ нет оснований менять точку зрения, что имелся иной, менее травматичный для отрасли способ повышения её налоговой отдачи, способ стимулирования российского судостроения. Конечно, рыбопромышленные предприятия, входящие в ВАРПЭ, участвовали в аукционах. Как говорится в одном из фильмов, «жить захочешь и не так раскорячишься». Но долгосрочное влияние на отрасль этого поспешного и непродуманного законодательного решения будет неоднозначным.
Поспешность, с которой происходила перекройка рыболовного законодательства, была одним из проявлений другой принципиальной особенности минувшей трёхлетки. Её можно охарактеризовать так – множественность центров влияния на рыбную отрасль. Множественность центров влияния возникла уже в период подготовки заседания президиума Госсовета, состоявшегося в октябре 2015 года, и окончательно сформировалась в период 2016 – 2019 годов. Федеральная антимонопольная служба, Минвостокразвития, Министерство финансов – эти ведомства сыграли весомую роль при обсуждении ключевых законодательных документов минувшей трёхлетки. Причем в ряде случаев они сдвинули вектор регулирования несмотря на позицию традиционного регулятора и вопреки позиции традиционного регулятора.
История с поправками в Налоговый кодекс: двухлетняя работа Росрыболовства и Минсельхоза с отраслевым сообществом, завершившаяся подготовкой согласованных поправок, была возвращена на исходную точку после отрицательной позиции Минфина.
В сложившихся условиях объединениям и союзам рыбопромышленного комплекса очень важно вырабатывать консолидированную позицию. Согласовать позиции с Росрыболовством, с ведомствами. Это очень непросто, потому что есть очень много – и будет очень много – дискуссионных вопросов.
У нас есть примеры слаженной работы. Такой работы, в ходе которой мы вместе с Росрыболовством шлифуем нормативно-правовую базу, вместе работаем в правоприменительном поле. В ходе минувшей трёхлетки прошли две организационные кампании отраслевого масштаба. В них принимали участие практически все сотрудники Росрыболовства, в них были вовлечены все без исключения предприятия отрасли.
Первая из этих кампаний происходила в 2018 году – перезаключение договоров о закреплении долей квот.
Вторая – в 2019 году, переоформление рыболовных участков.
ВАРПЭ принимала самое активное участие в этих масштабных кампаниях и тесно взаимодействовала с Росрыболовством.
23 августа 2017 года по итогам моего доклада на встрече с председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым в Сахалинской области Минсельхозу России было дано поручение обеспечить установление сроков подачи соответствующих заявок рыбохозяйственных предприятий, позволяющих устранить возможные технические ошибки и повторно подать заявку, а также обеспечить транспарентность расчета соответствующей доли квоты. Предложения ВАРПЭ были учтены в нормативных актах.
Для участия в работе по перезаключению договоров на доли квот IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса избрал шесть представителей от рыбохозяйственных ассоциаций. Им было делегировано право участия в работе комиссий, образованных приказом Росрыболовства от 28 марта 2018 года №223. Представители рыбацкого сообщества в период с 11 мая по 26 июля приняли участие в 18 заседаниях комиссий Росрыболовства.
В период заявочной кампании с февраля по сентябрь 2018 года в ВАРПЭ поступило 26 обращений от предприятий по вопросам заявочной кампании. ВАРПЭ направила в Федеральное агентство по рыболовству 18 обращений, которые были учтены в шести приказах Федерального агентства по рыболовству.
Такая же активная работа происходила и в период переоформления рыболовных участков. Подготовка проекта приказа Минсельхоза, устанавливающего процедуру переоформления рыболовных участков, затянулась и к июлю прошлого года мы были всерьез обеспокоены. До вступления в силу законодательной нормы о рыболовных участках оставалось менее полугода, а работа по переоформлению еще даже не началась. При этом мы узнали о предложенном ФАС законопроекте, предусматривающем выставление на аукцион рыбопромысловых участков, которые не были переоформлены.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников обратилась 19 июля 2019 года к председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко с информацией об этой проблеме. После обращения ассоциации по итогам заседания Совета Федерации 26 июля 2019 года в постановление Совета Федерации № 398-СФ был включен пункт: рекомендовать Минсельхозу России обеспечить до 25 августа 2019 года издание приказа по вопросу переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков, предусмотрев заявительно-уведомительный порядок переоформления таких договоров. Приказ Минсельхоза был издан в указанный срок, работа по переоформлению рыболовных участков в целом была успешно завершена. Однако в нескольких регионах за бортом остались ранее действовавшие рыбопромысловые участки. Такие факты приводятся, например, в обращении губернатора Архангельской области. Так что тема переоформления рыболовных участков по-прежнему находится в поле зрения ВАРПЭ и, насколько мне известно, в поле зрения Минсельхоза.
В течение всей минувшей трёхлетки продолжалась острая дискуссия о налоговом регулировании в отрасли. Начну с того, что до начала 2018 года не было согласованной позиции даже о размере налоговой нагрузки в отрасли. Даже Росрыболовство использовало неточные и заниженные данные о фискальных платежах отрасли, не учитывало платежи предприятий в государственные социальные фонды. ВАРПЭ изучила налоговые платежи рыбной отрасли, досконально проанализировала размер и структуру налоговой нагрузки. Нам удалось убедить Росрыболовство, удалось достигнуть понимания с ФНС и Минфином по вопросу о действительном уровне налоговой нагрузки в отрасли.
В период с 2017 по 2019 год Минсельхоз и Росрыболовство совместно с ВАРПЭ выработали согласованные предложения по уровню ставок сборов за пользование водными биоресурсами, сохранению льгот для градообразующих предприятий, колхозов (артелей), применению налогового режима ЕСХН. Однако 10 сентября 2019 года на совещании у первого вице-премьера А.Г.Силуанова согласованная позиция не была поддержана Минфином – возникла реальная угроза резкого увеличения ставок сборов за водные биоресурсы, отмены ЕСХН и налоговых льгот для рыболовецких колхозов и артелей. В этой ситуации ВАРПЭ действовала совместно с Росрыболовством и подготовила специальное исследование о том, как устанавливались ставки сборов за водные биоресурсы. Мы изучили документы за 1997 – 2005 годы. На большом фактическом материале доказали – в 2004 году ставки сбора за водные биологические ресурсы были исчислены и установлены Минфином России без экономического обоснования и существенно превышали реальные экономические возможности предприятий. Налоговое изъятие в 2005 – 2007 годах превысило 20% выручки предприятий, поэтому в 2008 году была установлена общеотраслевая налоговая льгота. Таким образом, предлагаемая Минфином индексация значений ставок сборов на уровень инфляции приведёт к увеличению налоговой нагрузки до 24% от выручки. Индексировать необходимо фактическую налоговую ставку, т.е. величину, составляющую 15% от взимаемой ставки сбора. В дискуссии касательно налогового регулирования в отрасли точка пока так и не поставлена и органам управления ВАРПЭ нового созыва необходимо будет вплотную заниматься этой работой.
Продолжая тему согласованной совместной работы ВАРПЭ и Росрыболовства, хочу привести такой пример. В 2018 году возникла угроза досрочного прекращения промысла уже в начале декабря в связи с истечением срока действия выданных разрешений на вылов водных биоресурсов. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников еще в начале года обратилась в Минсельхоз России и Росрыболовство с просьбой принять меры к урегулированию сложившейся ситуации и недопущению остановки промысла водных биологических ресурсов. К сожалению, попытки решить проблему путем издания постановления Правительства (а такой вариант рассматривался) оказались безуспешными из-за бюрократических проволочек. Время было упущено и пришлось искать иной способ решения ситуации.
В совместную работу включились депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации – они внесли разработанный Росрыболовством пакет поправок. Законопроект был рассмотрен в сжатые сроки и подписан президентом 26 ноября 2018 года. Удалось избежать финансовых потерь в размере более 10 млрд. рублей для бюджетов всех уровней и в размере 4 млрд. рублей для государственных социальных фондов. Однако ряд предприятий не попали в сферу действия этого закона, так как у них срок действия разрешений заканчивался до вступления закона в силу.
К сожалению, примеров успешной законотворческой работы ВАРПЭ пока недостаточно. Так, в июле 2018 года в Государственной Думе рассматривался законопроект о внесении изменений в закон «О государственной границе», внесенный Законодательным Собранием Приморского края. Целью закона было обеспечить беспрепятственный проход рыбопромысловых судов через Первый Курильский пролив при переходе из исключительной экономической зоны в территориальное море Российской Федерации. При подготовке ко второму чтению законопроект претерпел значительные изменения. В принятой редакции закон ввёл запрет на перегруз продукции из водных биоресурсов в районах штормовых укрытий во время неблагоприятных погодных условий. Организованная ВАРПЭ работа по внесению поправок была недостаточной. Внесённая членами Совета Федерации (спасибо им за поддержку) поправка не была обеспечена со стороны ВАРПЭ, скажем так, необходимой аппаратной поддержкой. В итоге – отрицательный отзыв Правительства и отрицательная позиция профильного комитета Государственной Думы. Обязан признать свою ответственность за неуспех.
В ходе минувшей трёхлетки продолжалась работа над существенным изменением целей и инструментов стратегического планирования в рыбопромышленном комплексе. Логичным завершением этой работы стало утверждение Правительством Российской Федерации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. ВАРПЭ принимала участие в работе экспертного совета, мы участвовали в обсуждении основных идей Стратегии, но на заключительном этапе в подготовке документа мы участия не принимали.
Аналогичные документы стратегического планирования принимались в 1995 году и в 2008 году. Эти документы не были выполнены. Главная причина невыполнения – нереалистичность поставленных в них задач и оторванность предлагаемых инструментов развития от реальной экономики. Эти документы не обсуждались с бизнесом. Так, например, принятая в 2008 году стратегия предусматривала строительство в течение десяти лет 380 рыбопромысловых судов, 120 приёмо-транспортных судов и 100 судов специального назначения (научно-исследовательских, аварийно-спасательных, учебных и рыбоохранных) – всего пятисот судов! Стратегия предусматривала инвестиции в размере 457 млрд. рублей (с учетом коэффициента дефлятора это свыше 1 трлн. рублей на сегодняшние деньги). Для сравнения, новая Стратегия прогнозирует объем инвестиций в 613 млрд. рублей. При этом в стратегии отсутствовали по-настоящему эффективные инструменты государственной поддержки.
Новая Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса построена по-иному и содержит более реалистичные цели, хотя и несвободна от недостатков. Стратегия уходит от ответа на главный вопрос – стабильность базовых правовых условий для бизнеса. Стратегия содержит соответствующий раздел, он называется «Создание благоприятного инвестиционного климата». Но, во-первых, раздел очень краткий, а, во-вторых, сводит формирование благоприятного инвестиционного климата … к созданию аналитической структуры на базе одного из отраслевых НИИ.
В Стратегии не учитывается особый социально-экономический вклад рыбной отрасли в развитие прибрежных регионов. Так, например, важнейший и проходящий через всю социальную ткань таких регионов, как Сахалин или Камчатка, вопрос регулирования лососевого промысла сведен до строительства в этих регионах 20 новых рыбоводных заводов. Между тем, управление лососевым промыслом с учетом региональных особенностей дискутируется практически на каждом заседании ДВНПС.
Перечисляю недостатки не для того, чтобы поумничать. Утверждённая Стратегия – в отличие от принятых в 1995 году и в 2008 году – содержит механизм самокорректировки. Стратегия предусматривает проектный офис, который вполне способен предлагать уточнения в документ.
Хочу подчеркнуть, что корректировка инструментов стратегического планирования возможна при двух условиях. Эти условия являются главными и для достижения поставленных в стратегии целей.
Первое – повысить качество экономического анализа и экономического прогнозирования в работе Росрыболовства.
Второе – изменить формат взаимодействия рыбохозяйственной науки и бизнеса.
В минувшем году в работе экономического блока Росрыболовства имелись очевидные ошибки. Например, при установлении аукционной цены на сардину и скумбрию в исключительной экономической зоне Японии, при установлении аукционной цены на глубоководного краба. Но самым очевидным примером является поверхностный и недостаточно глубокий анализ последствий предлагаемого Росрыболовством запрета на выдачу разрешений на добычу водных биологических ресурсов российским рыбопромысловым судам, в отношении которых при ввозе в Российскую Федерацию не осуществлялось таможенное декларирование после приобретения, постройки, капитального ремонта, модернизации, выполненных за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза.
ВАРПЭ с совместно региональными ассоциациями подготовила расчеты бюджетной эффективности предлагаемого проекта. Суммарные отраслевые потери составят более 40 млрд. рублей. Потери бюджета будут значительно выше, чем объемы таможенных платежей и НДС в случае введения предлагаемых ограничений.
Проектный офис по реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса и участие в его работе объединений рыбаков позволит составить полноценную экономическую карту рыбной отрасли, на которой пока что много «белых пятен».
Например, одно из таких «белых пятен», а точнее настоящий материк – экономическая оценка обязательных требований в рыбной отрасли. ВАРПЭ совместно с Высшей школой экономики работают над исследованием по выявлению устаревших избыточных и дублирующих требований. Выявлено 550 потенциальных обременений, содержащихся в 55 нормативных правовых актах. Хочу поблагодарить предприятия за участие в этом сложном проекте, который будет завершён в конце апреля 2020 года.
Теперь о взаимодействии с рыбохозяйственной наукой. Советский опыт регулирования рыбопромышленного комплекса был не так уж плох. И советский опыт предусматривал несколько иной формат взаимодействия производственников и учёных. К сожалению, сейчас рыбохозяйственная наука отрывается от нужд производства. Часто сталкиваемся с некоторым недопониманием.
Совет ВАРПЭ принял решение усилить это направление: советником президента ВАРПЭ утвержден уважаемый в отрасли человек – доктор технических наук, профессор Л.Н.Бочаров. Благодаря решению И.В.Шестакова ВАРПЭ принимает участие в работе совета директоров рыбохозяйственных институтов. Необходимо развивать этот формат диалога для обсуждения планов ресурсных исследований, для обсуждения такой острой и вызывающей растущее возмущение у предприятий темы, как галопирующие расценки на индивидуальные нормы производства.
В 2017 – 2019 годах происходила реализация проекта инвестиционных квот. Это потребовало от ВАРПЭ участия в работе по совершенствованию соответствующей нормативной базы. Дважды мне пришлось докладывать эту тему на совещаниях под председательством главы правительства. 23 августа 2017 года по итогам моего доклада на совещании в Сахалинской области было поручено:
-использовать эквивалентный выделенной инвестиционной квоте объем квот добычи водных биологических ресурсов, закрепленный за инвестором в ближайших к объекту инвестиций районах добычи водных биологических ресурсов;
-корректировать график строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций и график инвестиций и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций. Многие предприятия этой нормой воспользовались.
Соответствующие изменения были учтены в изменениях к Постановлениям Правительства Российской Федерации №№ 632, 633 и 648.
После проведения в 2017 году первого этапа распределения инвестиционных квот сохранялся нераспределенный остаток. ВАРПЭ выступила с официальной позицией о необходимости дораспределения остатка инвестквот в 2018 году. С соответствующим докладом выступил на совещании под председательством главы правительства в Мурманске 21 апреля 2018 года. Такое решение было принято.
Дискуссия вокруг распространения механизма инвестиционных квот продолжается.
Одним из ключевых направлений работы ВАРПЭ в 2017 – 2019 годах было обустройство из различных инструментов, рассыпанных в российском законодательстве, полноценной инфраструктуры влияния. ВАРПЭ провела большую работа по консолидации этих инструментов: участие в работе общенациональных бизнес-объединений, переформатирование работы Общественного совета, создание полноценного объединения в рамках социально-трудовых отношений.
Наиболее слаженно сейчас выстроены отношения ВАРПЭ с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Налаживается работа с ТПП. Работа с «Деловой Россией» и ОПОРОЙ РОССИИ пока отлажена недостаточно, поэтому признателен за участие представителей этих бизнес-объединений в нашем отчётном собрании.
59 предприятий рыбохозяйственного комплекса, представляющие 46 субъектов Российской Федерации. 17 октября 2018 года провели Общее собрание учредителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей рыбной отрасли. Отраслевое объединение работодателей активно включилось в работу Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям. К сожалению, затормозилась работа над подписанием Трехстороннего соглашения. К нашему большому удивлению ключевой для стабильности законодательного регулирования отрасли, для стабильной работы трудовых коллективов документ не подписан теми, кто обязан защищать интересы трудовых коллективов. Странная позиция!
Хочу обратить ваше внимание на то, что создание общероссийского объединения работодателей помогло вывести на более высокий уровень обсуждение и решение проблем рыбаков внутренних водоёмов.
Кардинально изменилась работа Общественного совета. За неполные два года после формирования его нового состава состоялось 16 заседаний, на которых были рассмотрены 37 вопросов. Укажу на несколько фактов. Активная работа Общественного совета повлияла на увеличение финансирования рыбохозяйственной науки, сдвинула с мертвой точки увеличение финансирования средних учебных заведений, подведомственных Росрыболовству.
Хочу подчеркнуть, что организационной платформой, которая обеспечивает работу и Общественного совета, и объединения работодателей, и профильной комиссии в РСПП, а с декабря 2019 года – и рабочей группы по применению механизма «регуляторной гильотины» – такой организационной платформой является исполнительная дирекция ВАРПЭ.
ВАРПЭ активно использует и такой инструмент влияния на законодательство как участие в оценке регулирующего воздействия. В период с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2019 года ВАРПЭ подготовила и направила 147 заключений об оценке регулирующего воздействия, из них:
в 2017 году – 21 заключение;
в 2018 году – 42 заключения;
в 2019 году – 84 заключения.
Важным направлением работы ВАРПЭ в минувшей трёхлетке стала организация масштабных отраслевых мероприятий.
Конференция, посвященная проблемным вопросам вступления в силу Технического регламента «О безопасности рыбы и рыбной продукции», состоялась 27 июля 2017 года в Южно-Сахалинске.
27 февраля состоялся IV Всероссийский Съезд работников рыбохозяйственного комплекса. В апреле 2019 года прошла всероссийская конференция работников рыбохозяйственного комплекса.
Хочу подчеркнуть, что такие мероприятия являются знаковыми и значимыми, они заметны федеральным властям и признаются федеральными властями как социально приемлемые способы мобилизации отраслевого сообщества, как площадки озвучивания острых тем. Это – способ показать нашу силу и нашу организованность. Поэтому необходимо готовить такие мероприятия в этом и в следующем году.
В 2017 и 2018 годах ВАРПЭ принимала непосредственное участие в подготовке деловой программы Международного конгресса рыбаков во Владивостоке. ВАРПЭ принимала непосредственное участие в подготовке деловой программы Международных рыбопромышленных форумов в 2017 – 2019 годах.
Важным направлением работы ВАРПЭ являлась информационная работа. По данным независимой системы мониторинга «Медиалогия», за период с 2017 по 2019 год объем публикаций о ВАРПЭ в сравнении с предыдущим трёхлетним периодом увеличилось в 6,2 раза (с 2589 публикаций до 16 192 публикаций). Медиаиндекс (основной показатель, позволяющий качественно проанализировать эффективность информационной работы) увеличился почти в 66 раз (с 1721,48 до 113 259).
Количество просмотров сайта ВАРПЭ уже превышает 30 тысяч просмотров месяц и продолжает расти, поэтому независимая система мониторинга «Медиалогия» наш сайт трактует как СМИ.
В 2017 – 2019 годах Всероссийская ассоциация рыбопромышленников последовательно выступала в защиту базового «исторического принципа» закреплении квот на вылов водных биоресурсов. Особую остроту этой дискуссии придало включение в дорожную карту по развитию конкуренции, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. №1697, пункта о регулярном, каждые 2 – 3 года, проведении аукционов на предоставление добычи водных биоресурсов. ВАРПЭ сосредоточило усилия на исключении соответствующего пункта из правительственного распоряжения. Мы работаем с Федеральным собранием, с ведомствами, с губернаторами.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 июля 2019 года №398-СФ «О долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса» Правительству Российской Федерации было рекомендовано обеспечить сохранение действующего механизма предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в отношении которых выделены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с главой 8 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятым 10 апреля 2019 года, Правительству Российской Федерации было рекомендовано в течение 2019 года обеспечить принятие решения, предусматривающего сохранение действующего механизма предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением крабов), в отношении которых выделены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов. 4 февраля состоялось заседание рабочей группы.
В сентябре 2019 года в Правительство было внесено предложение о распространении аукционного принципа распределения на квоты добычи крабов, распределенные по результатам аукционов в 2015 – 2018 годах. ВАРПЭ подготовило возражения против такого «ползучего» распространения аукционов. В Правительстве согласились с позицией ВАРПЭ.
Однако дискуссия вокруг исторического принципа не завершена. Поэтому несколько слов о том, как должна строиться дальнейшая работа ВАРПЭ. Нам важно укреплять взаимодействие с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации. Мы видим, что новый куратор рыбной отрасли в Государственной Думе – В.И.Кашин – очень внимательно и вдумчиво относится к позиции рыбацкого сообщества. Нам необходимо укреплять взаимодействие с губернаторами. Мы поддерживаем инициативы губернаторов Магаданской, Мурманской, Архангельской областей.
Наша работа не должна быть оборонительной, мы не должны все время выступать против. Мы должны предлагать инициативы.
Предлагаю обсудить сегодня на общем собрании и рекомендовать обсудить органам управления следующего созыва несколько таких инициатив.
Оказать широкую поддержку законодательной инициативе о внедрении электронного промыслового журнала. Внимание высших руководителей государства к цифровизации экономики весьма велико и мы можем удачно включиться в эту повестку. Кроме того, поддержка электронного промыслового журнала подтверждает, что отрасль формируется добросовестными пользователями.
Следующая инициатива – детализацией начать работу над развёртыванием статьи 333.3 Налогового кодекса «Сбор за пользованием объектами водных биологических ресурсов» в полноценную главу Налогового кодекса, аналогичную главе о налоге на добычу полезных ископаемых.
Следующая тема, я знаю, вызовет очень неоднозначную реакцию у всех участников, но обязан об этом сказать и предложить проработку этого вопроса. Я говорю о биржевой торговле продукцией из водных биоресурсов или об организованных торгах продукцией. Эта тема очень тесно связана с темой налогового регулирования.
Хочу обратить внимание руководителей региональных ассоциаций, руководителей предприятий на необходимость организовать участие наших коллективов в обсуждении поправок в Конституцию Российской Федерации и всенародном голосовании по этим поправкам. Очень важно подтвердить активное участие рыбацкого сообщества в общественно-политической жизни страны, весомость нашего участия.
Хочу поблагодарить членов совета ВАРПЭ, всех участников ВАРПЭ за поддержку в ходе минувшей трёхлетки. Далеко не все у меня получилось в этой работе и хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Хочу поблагодарить Росрыболовство и Минсельхоз за конструктивность в обсуждении многих вопросов. Диалог с Минвостокразвития и Минпромторгом вышел на качественно иной уровень. Мы видим в этих ведомствах вдумчивый подход.
И в заключении, повестка отчётного собрания ВАРПЭ предусматривает широкое и всестороннее обсуждение представленного отчёта и отчётного доклада.
Спасибо за внимание!
фото: пресс-служба ВАРПЭ