Рыбаки Сахалина готовы пропускать горбушу в реки по факту, а не прогнозам
Сахалинские рыбаки и наука пытаются прийти к согласию по поводу пропускных дней во время лососевой путины. Это даты, когда промышленники поднимают крылья ставных неводов (они стоят в море и тянутся на несколько километров) или зашивают их ловушки, чтобы рыба могла без препятствий пройти на нерест в реки. Введение проходных дней считается одним из механизмов, обеспечивающих заполнение нерестилищ, и на постоянной основе используется в ходе регулирования промысла на Сахалине.
— Больной самый вопрос для вас — это проходные дни. Не просто отменить, хотелось бы услышать ваши предложения, — открыла общение с промышленниками директор СахНИРО Валентина Жарикова. — Наша позиция — проходные дни должны быть. Вы все прекрасно понимаете, что численность горбуши в депрессии. Мы, как научная организация, должны обеспечить заполнение нерестилищ, один из методов — это как раз проходные дни.
Рыбаки, выступали участники совещания, не против проходных дней как таковых, вводить их, вероятно, нужно, но это требует оценки фактического состояния нерестилищ и хода промысла. Проблема, которую в существующей сегодня системе видят промышленники, — планирование режима пропуска рыбы в реки загодя. Свободные дни прописываются в стратегии, принимаемой в апреле-мае и в дальнейшем не корректируются. Из-за этого не учитываются реальные условия хода рыбы — шторма, подходы рыбы в том или ином районе. Написано в стратегии — пропустить рыбу в пятницу, субботу и воскресенье, значит обязаны не вести промысел в пятницу, субботу и воскресенье.
Из-за этого, сетуют промышленники, теряется всякая логика работы — когда четыре дня из семи сидишь на берегу то из-за погоды, то по поводу проходных дней, много не наловишь и не заработаешь. Это одна сторона медали.
Вторая — следующий за простоем промышленности бурный рост числа и объемов браконьерства. Логика здесь весьма проста — незаконных добытчиков в реках в условиях отсутствия промысла никто не контролирует, рыба идет на нерест и вчистую вырезается. Кроме того, расцветают скупки, в том числе формально легализованные — когда добытые браконьерами объемы "списываются" под лимиты реально стоящих неводов. Сами морские сети ничего не ловят, но их владельцы тоже хотят кушать и должны платить бригадам зарплаты. В результате и рекам пользы немного — все, что специально пропускают через морские невода, вырезается в реках, и бюджет несет потери, и рыбаки вынуждены всерьез задумываться то ли об отъезде с Сахалина, то ли о смене образа жизни.
В браконьеры пойти, например, или в плотники.
— Что вызывает возмущение у пользователей? Вы вводите проходные дни для заполнения нерестилищ — это государственная задача. Но она состоит из нескольких аспектов — надо не только зашивать невода, но и охранять нерестилища. Когда эта рыба заходит в реки и там ее вырезают — мы не выполняем государственную задачу, нерестилища пусты. Это просто видимость работы. Мое предложение — проанализировать реки, там, где заполнение более 50%, дать пользователям возможность работать без проходных дней. Тем самым мы дадим сигнал рыбакам, что нужно реки охранять и давать рыбе заходить на нерестилища. Но если рыбы в районе нет — то и промысел там открывать нет смысла, — заметил глава Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
В обмен на отказ от жестко заданной системы пропускных дней рыбаки предлагают перевести промысел на оперативное руководство и оперативное же научное сопровождение. В нюансах того, как это следует делать, отдельные промышленники и представители разных ассоциаций расходятся. Кто-то предлагает вести промысел вообще без дней простоя, но следить за заходом рыбы в реки. Не заполняются нерестилища — начинаются проходные дни или закрывается добыча, рыбаки сушат удочки и пытают удачу в другом месте. Другие настаивали, что устанавливать их надо непосредственно в период путины — когда понятны объемы, погода и так далее.
Звучали и предложения вовсе перейти на новые механизмы регулировки захода производителей — просто снимать, например, прибрежные секции-крылья неводов благодаря чему и рыба сможет более свободно заходить в реки на нерест. Руководитель ассоциации рыбоводных заводов Кирилл Проскуряков предложил разработать систему коэффициентов между объемами вылова и заполнением нерестилищ — "вывалились" в минус, когда реки пусты, а невода ломятся, извольте закрыться, пусто и там, и там — рыбы нет и ловить в этой акватории нечего. Такая система увязки уловов с нерестилищами, по его мнению, дополнительно приведет и к появлению механизмов саморегулирования среди рыбаков. Когда один невод (например, с помощью сдачи лимитов под браконьерские уловы) будет приводить к закрытию промысла в районе, промышленники быстро разберутся с виновным в легализации незаконного и, если надо, применят к нему наиболее действенные методы принуждения к честности: "Ножичком его" — пошутили (вероятно) за столом.
— Рыбаки высказываются, что нелогично меры регулирования до начала промысла принимать. И вышли статьи, что рыбаки против ограничений. Но они не против — просто к этой мере надо подходить, исходя из фактических подходов и заполнения. Может, надо посмотреть, какая мера более эффективна — сокращение длины неводов, может быть. Мы понимаем, что регулирование промысла должно быть подкреплено научными данными, — присоединился к промышленникам глава агентства по рыболовству Иван Радченко.
В обмен на более гибкое регулирование проходных дней и отмену регулярных "упражнений" с неводами рыбаки готовы помогать официальным властям бороться с браконьерами. В конце концов, в один голос твердили рыбаки, в сохранении ресурса заинтересованы все — большинство работает в определенных акваториях долгие годы. Не заинтересованы в долгосрочных прогнозах разве что скупщики и сами браконьеры — у этих товарищей в приоритете прибыль.
Представители науки на предложения рыбаков о революции в регулировании промысла отреагировали в целом сдержанно, но благосклонно — обсуждать реформу, заметила директор СахНИРО Валентина Жарикова, необходимо, но делать это стоит после согласования единой позиции всех промышленников. Выработать ее и представить в институт, который затем определится, учитывать или не учитывать предложения в стратегии промысла на этот год, пообещало региональное агентство по рыболовству. Вкратце уже сейчас Радченко их сформулировал: рыбаки не против пропускных дней, но хотят оперативного регулирования.
Возможно, вопрос новых подходов к промыслу горбуши уже на следующей неделе еще раз обсудят в Южно-Сахалинске. На 20-е числа февраля в областном центре запланировано проведение заседания Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВНПС), собранного на острове в том числе из-за непростой ситуации с регулированием красной путины.