"Новые суда не окупятся никогда..."
Программа инвестиционных квот (господдержка в обмен на заказ рыболовецких судов отечественным корабелам) уже два года успешно реализуется в России. Рыбаки из разных регионов осыпали российские верфи заказами на целые серии траулеров и краболовов. |
||||||
Радует, что одними крупнотоннажниками Минпромторг с Росрыболовством не ограничились и включили в новый этап программы средне- и малотоннажный рыболовный флот. Для Балтики и Дальнего Востока, например, уже появились проекты судов, под которые государство готово выделить субсидию в 30 процентов от стоимости. Однако у каждого региона своя специфика, и на Черном море, например, рыбаки пока не видят возможности воспользоваться такой субсидией. Почему? Об этом расскажет президент Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб. — Валерий Евгеньевич, вы возглавляете не только ассоциацию, но и целую группу компаний, непосредственно занимающихся промыслом. Для знакомства — расскажите, какую рыбу ловите, в каких объемах, на каких судах. — В нашем холдинге пять средних рыболовных морозильных траулеров типа "Василий Яковенко" и еще один малый траулер. Всем им по 35-40 лет, строились они в Киеве на "Ленинской кузнице". Ловим неодуемые, то есть неквотируемые виды рыб. Замораживаем их сразу на борту, в районе промысла, потом привозим на берег и продаем. — Где ведете обслуживание флота? — В основном, базируемся в Севастополе. Там еще со старых времен достаточно предприятий. В основном, они сейчас обслуживают военных, Черноморский флот, но принимают и наши суда. Сейчас восстанавливается завод имени Орджоникидзе, который взяла под себя "Звездочка". Уже одно судно было отремонтировано у них. В этом году там впервые смогли предложить услуги на таком уровне, потому что до того завод был брошен и фактически находился на грани уничтожения. Сейчас он поднимается. Конечно, судостроением не скоро займется, но уже военные суда принял и одно судно наше — мы провели там необходимые регистровые мероприятия.
— Ваши траулеры проходили модернизацию? — С точки зрения технологического оборудования модернизация проводилась два-три года назад – так что на борту все новое. А вот судовое оборудование проходило только средние ремонты. У нас суда такой конструкции, что не развернешься – сложно что-то обновлять. Техника старая, энергоемкая, очень трудно найти ЗИП. Но мы пытаемся. Меняем, например, все вспомогательные двигатели на современные — их проще всего устанавливать. Первый поставили в третьем квартале 2019 года. — Какие двигатели нашли? — "Сканию" и еще один иностранный бренд. Хотя мы долгое время колебались, хотели взять по-прежнему "Хабаровца", но потом отказались от этой мысли, потому что в итоге получили бы ту же самую историю — они ремонтопригодные, но совсем не экономичные. — Раз уж мы перешли к инвестквотам и субсидированию, то скажите, насколько черноморским рыбакам интересны предложения Минпромторга по части строительства средне- и малотоннажного флота? Вы планируете участвовать? — У нас не получается, даже чисто формально. В Азово-Черноморском бассейне все виды рыб неодуемые, поэтому мы не подпадаем под эту программу. Да, Минсельхоз и Минпромторг настаивают, что флот все равно нужно обновлять, и спорить с этим неразумно — суда у нас действительно старые. Но экономика не позволяет. К сожалению, цены, которые предлагает сегодняшняя промышленность, таковы, что новые суда не окупятся никогда. Я лично этим вопросом занимался с 2016 года, с Росрыболовством и Минпромторгом была масса совещаний, мы все посчитали, но не получается.
— А компенсация в 30% не решает проблему? — Не решает. Цену я вам назвал — вычтите из нее тридцать процентов. Сильно это приблизит вас к миллиону евро? Не особо. Более того, программа выглядит так, что эти 30% — последняя часть суммы, которую можно будет не платить. То есть предварительно 70% мы должны вложить. А где их взять? Кредит – это нереально, своих средств таких нет. Не знаю. — С такими же проблемами сталкиваются все предприятия в вашем регионе? — Конечно. Мы работаем на одном и том же дешевом, фактически тридцатирублевом ресурсе. Это не треска, большой выручки нет, поэтому купить новое судно для всех задача неподъемная. — А как с выловом ситуация в последние годы? — Тенденция сложная сейчас идет. Как и везде, виды имеют определенную цикличность. Сейчас мы находимся, к сожалению, на нисходящей. С другой стороны, скорее всего мы уже достигли нижней точки, стабилизировались, а значит, как говорит наука, в следующем году начнем подниматься. Все это происходит не в первый раз, все это уже было. — Конкуренция обостряется в этих условиях? — Меньше ресурсов – больше цена. Это позволяет сохранить экономику, да и конкуренция у нас обычно рыночная, а не промысловая. — В части промысла все поделено? — Да, нет особых проблем. Безусловно, у рыбаков всегда есть элемент соревнования, но такого, что когда-то, по рассказам, творилось на Севере и на Дальнем Востоке, у нас нет точно. Это не тот ресурс, чтобы за горло друг друга хватать.
— Как с причалами дело обстоит? — Мы базируемся большей частью на частных причалах, которые смогли взять в аренду или построить на взятой в аренду территории еще в украинский период. Работаем на них. Был у нас мощнейший рыбный порт в Севастополе — его взяла под себя Ростехнология еще в 2014 году, и судьба его неизвестна. Хотя он обслуживал океанический флот, так что острой необходимости в нем у нас вроде бы и нет. Вряд ли океанический флот будет восстанавливаться, на это точно средств нет ни у кого. Тем более, что он был ориентирован на район Центральной и Восточной Атлантики, а сейчас там уже много лет провал по ресурсам. — А в вашем регионе вы в международных водах работаете или сейчас нет такой возможности? — Все закрыто для нас санкциями и выйти туда, пока все не решится, мы не можем. А шансов на это тоже мало. Единственное, мы, возможно, пойдем на промысел в Абхазию, если об этом договорятся в российско-абхазской комиссии и определят условия работы. Хотя, честно говоря, там нас не ждут, у них с турками дружба. |