Минобрнауки объединяет управление научно-исследовательскими судами
Минобрнауки разработало концепцию создания в России единого оператора научно-исследовательских судов. На первом этапе министерство собирается забрать такие суда у подведомственного Института океанологии имени Ширшова, а затем предлагает объединить флоты и других ведомств. Смысл изменений — сокращение затрат, унификация флота и концентрация ресурсов на ключевых исследованиях. Росгидромет и Росрыболовство уже выступили против такого подхода. В Институте океанологии полагают, что создание оператора не решит основные проблемы научно-исследовательского флота.
На Морской коллегии под председательством вице-премьера Юрия Борисова 19 февраля обсуждалась разработанная Минобрнауки концепция создания единого национального оператора (ЕНО) в сфере строительства, содержания и использования научно-исследовательских судов (НИС). В аппарате господина Борисова сообщили, что по итогам коллегии Минобрнауки, Минсельхозу и Минприроды дано поручение дополнительно проработать вопрос создания ЕНО. При этом в протоколе будет отмечено, что это «перспективное направление в повышении эффективности морских научных исследований».
Сейчас научные суда используются различными ведомствами для своих задач, наиболее крупные флоты у Минобрнауки, Росгидромета и Росрыболовства. Все суда устарели (в среднем им более 30 лет), многие не могут выйти в море. Минобрнауки предлагает передать их ЕНО, чтобы тот занимался обеспечением и координацией морских исследований, развитием флота и формированием баз данных по результатам экспедиций. Кроме того, предлагается строить новые суда в виде «унифицированных платформ модульного типа», чтобы использовать их для проведения разных исследований.
В министерстве также заявили, что создание ЕНО «исключит конфликт интересов, который невольно возникает между институтами — судовладельцами и другими научными организациями».
Против создания ЕНО выступил Росгидромет. Там считают, что передача функций по «содержанию, обновлению, ремонту, обеспечению выполнения требований международных конвенционных и отечественных документов создает угрозу срыва выполнения государственных обязанностей и задач по обеспечению регулярных исследований Мирового океана, Арктики и Антарктики и мониторинга состояния загрязнения морской среды». В Росгидромете заявили, что считают концепцию «нецелесообразной», поскольку ЕНО не несет ответственности «за исполнение возложенных на Росгидромет обязанностей, связанных с работами подведомственного научного флота».
Из материалов Минобрнауки следует, что создание ЕНО не поддержали и в Росрыболовстве. Там считают, что использование их судов для целей, не связанных с их прямым предназначением, крайне негативно отразится на функционировании рыбохозяйственной отрасли и приведет к ослаблению государственных функций по управлению водными биоресурсами. В агентстве не смогли подтвердить свою позицию, уточнив, что в настоящее время тема прорабатывается. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что на заседании Морколлегии глава Росрыболовства Илья Шестаков склонялся к возможности передать часть исследований в ЕНО, оставив за агентством определенные виды работ.
Представитель ВМФ РФ на Морколлегии отметил, что «создание ЕНО может рассматриваться как направление долгосрочного перспективного развития научно-исследовательского флота», но сам ВМФ нуждается в специализированных судах.
Пока решение о ЕНО не принято, Минобрнауки приступило к созданию ведомственного оператора НИС.
В его рамках планируется передать флот из 11 НИС неограниченного района плавания (7 в эксплуатации), а также недвижимое имущество (причал, портовые сооружения и т. д.) из Института океанологии РАН имени Ширшова (ИО) в управление научно-исследовательского флота ДВО РАН (УНИФ). В 2017 году флот был передан от УНИФ в ИО. Сейчас, согласно «дорожной карте», УНИФ планируется преобразовать в ФГБУ «Единый ведомственный оператор научно-исследовательского флота Минобрнауки России». В ИО сообщили, что уже получили документы о передаче тихоокеанской базы флота в УНИФ.
В ИО считают, что передача флота не приведет к позитивным переменам, а лишь удалит суда от конечных пользователей, создаст существенные организационные трудности и увеличит необязательные затраты. В материалах института к Морколлегии предлагается сосредоточиться на существующих проблемах, главная из которых — ограниченное финансирование. Как следует из письма ИО от 30 января в РАН, в последние годы бюджет выделял на содержание НИС и морские экспедиционные исследования 1 млрд руб. в год. Это позволяло выполнить минимальный плановый ремонт судов и провести 838 судо-суток экспедиционных исследований (в 2019 году). В 2020 году, поскольку траты на ремонт вырастут, общий объем исследований сократится на 30%. В Европе эффективный показатель одного НИС — загруженность исследованиями 280–300 суток в год, для достижения такого результата в РФ при существующей структуре флота финансирование должно составить 2,9 млрд руб.