К вопросу обновления российского рыболовного флота на отечественных верфях (фото)
Автор - Братухин О.И. председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании», член межведомственной рабочей группы Росрыболовства по вопросам организации строительства судов рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях.
Вопрос обновления рыбопромыслового флота, если исходить из задачи, поставленной руководством страны о необходимости его строительства на отечественных верфях, уже многократно упирался в обсуждение на различных уровнях вопроса о возможностях наших верфей - а могут ли наши верфи построить многие десятки рыболовных судов различного назначения в обозримой перспективе.
Шапкозакидательское настроение руководства ОСК, которое пару лет назад на всех уровнях бодро рапортовало о отсутствии проблем с постройкой этого типа судов (как будто задержка на годы и удорожание на многие миллиарды строительства других типов судов, включая гражданского назначения не имело значения), сегодня, когда строительство траулеров началось, столкнулось с суровой реальностью в виде технической сложности судов этого типа.
Не важно, что для ОСК стало полной неожиданностью широко известное обстоятельство о том, что рыболовные суда относятся к вершине технически сложных судов гражданского назначения и об этом эксперты твердили много лет назад, важнее другое – сегодняшняя ситуация дает очередной и очень серьезный повод сомневаться в самой возможности обновления российского рыболовного флота на отечественных верфях.
Принимая во внимание уровень верфей ОСК и глубочайшие проблемы отечественного судостроения, нашей компанией предпринимались усилия, чтобы донести до ответственных чиновников Минсельхоза, Минпромторга и Минвостокразвития то, что поставленная руководством страны задача имеет решение исключительно за счет привлечения на наши верфи современных судостроительных технологий.
Полной неожиданностью явилась даже не непонимание, а категорическое отрицание, высказанной публично нами информации о возможности строительства на небольшой верфи в Приморье 15-18 среднетоннажных судов в год с удвоением их количества до 30 единиц на втором этапе развития верфи, прозвучавшее в частной беседе с руководителями ОСК. И то, что это не наши прогнозы, а производственный план китайских судостроителей – привлеченных нами носителей этих самых современных судостроительных технологий, для чиновников ОСК оказалось не аргументом. Вердикт: такого, чтобы одна небольшая верфь произвела столько же судов, сколько строит вся отечественная судостроительная промышленность - не бывает.
Сначала стало страшновато. Ведь это люди отвечают за отечественное гражданское судостроение! Уровень развития которого определяет качество флота, что в свою очередь – конкурентоспособность важнейших отраслей экономики, включая использование природных ресурсов. Долго думали об аргументах, поскольку реально невозможно представить, что в головах у чиновников, не имеющих профильного судостроительного образования и что для них может быть убедительно. Не нашли ничего другого как привести факты.
Для этого пришлось в очередной раз посетить китайские судостроительные верфи и собрать самую свежую информацию о годовой программе строительства технически сложных и, в частности, рыболовных судов.
В том числе в очередной раз посетили судостроительную верфь центрального Китая, специализирующуюся, в том числе, на строительстве судов рыболовного флота.
*Здесь и далее – фото автора, сделанные во время посещения верфи. Названия строящихся судов не приводятся по просьбе верфи. Даже беглого взгляда специалистам достаточно чтобы увидеть, насколько разумно организовано производство для одновременного строительства значительного количества судов.
Прежде всего отметим, что верфь далеко не относится к числу крупнейших китайских судостроительных верфей ни по тоннажу годового объема судостроения, ни по годовому обороту судостроительной продукции. По этим показателям она за пределами многих десятков китайских верфей.
Частная верфь с небольшим (20%) государственным участием регионального правительства, была создана в середине прошлого века, то есть является относительно «старой» и в этом отношении, конечно, отличается от созданных в последние годы новых китайских верфей.
Судостроительное отделение занимает площадь около 30 га и имеет около двух тысяч постоянных работников, включая около 300 человек ИТР и нанимает дополнительно до четырех тысяч временных рабочих. Имеются все необходимые цеха для полного судостроительного цикла. Длинна достроечной причальной стенки - 2300м.
Верфь специализируется на строительстве относительно небольших специализированных судов до 50 тыс.тонн: пассажирские, грузопассажирские суда и паромы «ро-ро», рыболовные суда различного назначения (траулеры, траулеры-заводы, океанические кальмароловы, тунцеловные сейнеры, сайроловы и др.), транспортные рефрижераторы, оффшорные суда, грузовые транспортные универсальные суда для перевозки тяжеловесов, цементовозы и другие типы относительно небольших специализированных судов.
В 2018г. помимо других типов судов, верфь сдала заказчикам (китайские и государственные и частные рыболовные компании) более 100 рыболовных судов различного назначения.
По информации верфи срок постройки рыболовного судна в зависимости от его сложности и комплектации достаточно значительный – до 12 месяцев. Значительный потому, что небольшое 60-70метровое судно строится столько же по времени как огромные транспортные суда дедвейтом 300тыс.тонн, строящиеся на других китайских верфях. То есть рыболовное судно меньшее по размерам транспортного в 150 раз, имеет одинаковый срок постройки. Это ли не яркая иллюстрация сложности рыболовных судов?!
За 10 месяцев 2019года на момент посещения верфи (октябрь 2019), верфь сдала заказчикам следующие рыболовные суда: кальмароловы - 11единиц 77метровых, 10 единиц 72метровых, 18 единиц 66метровых, 2 единицы 70м траулеров-заводов и 35 единиц среднетоннажных судов (40 и 50метровых траулеров-заводов и 38метровых траулеров с доставкой охлажденного улова на берег), а также 4 транспортных рефрежератора для перевозки рыбы длиной 118метров. По информации верфи цена крупнотоннажного рыболовного судна достигала, в пересчете на доллары США, 7-10,5 млн.дол.США, среднетоннажного – 3-5 млн.дол.США в зависимости от комплектации.
За 10 месяцев 2019г. заказчикам сдано 80 рыболовных судов, включая 4 транспортных рефрижератора. До конца года верфь должна сдать еще 21 единицу рыболовных судов.
Насчитали на стапелях и достроечных местах более 30 единиц рыболовных судов разной степени готовности, поэтому, вероятно производственный график верфи будет выполнен.
Таким образом годовой объем строительства рыболовных судов в 2019году, также как и в предыдущем в 2018г., превысил 100 единиц, включая транспортные рефрижераторы специализированные для перевозки рыбы.
Как на большинстве китайских судостроительных верфях, на верфи имеется судоремонтный участок, где осуществляется гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт как построенных на верфи, так и других судов строящихся типов.
На следующие два года пока в портфеле заказов верфи около 160 рыболовных судов, включая 118-125 метровых специализированных транспортных рефрижераторов для перевозки рыбы с температурой в трюмах минус 35 град.С.
Несмотря на то, что это не относится к теме рассматриваемого вопроса, отметим, что по нашим 30-ти летним наблюдениям, уровень строящихся судов китайского рыболовного флота, растет на глазах. Конечно, это касается определенного, высокого уровня китайских верфей.
Если еще 10-15 лет назад, строящимся китайским рыболовным судам было очень далеко до уровня современного западного флота (это касается как дизайна, формы и обводов корпуса, так и характеристик, а также устанавливаемого оборудования производства), то сегодня большую часть этой огромной пропасти они уже практически преодолели. Нынешнее поколение китайских судов уже имеет совершенно другой, качественно иной дизайн - форму корпуса, достаточно высокие общепроектные и технические характеристики, высокую энерговооруженность и производительность по выпуску продукции, а также уже близкие к современным промысловые комплексы, которые комплектуются и сетными барабанами. Современным является и часть используемого китайского оборудования.
Особо подчеркнем, что все рыбопромысловые суда строятся по собственным, китайским проектам и для этого имеются серьезные причины.
Не приходится сомневаться, что в скором времени Китай начнет строить высококонкурентоспособный рыболовный флот. Если же принять во внимание космическую разницу в построечной цене этих судов в сравнении с европейскими и отечественными верфями (разница достигает 3-5 раз), то нет никаких сомнений о будущем современном облике лидера мирового рыболовства.
Наблюдая подобную производительность китайских верфей, в основе которой лежит высочайшая производительность труда, современная логистика как внешняя, так и внутренняя, современные методы организации производства, все то что называется современными судостроительными технологии, становится неудобно за наших чиновников, рассуждающих о невозможности постройки на всех отечественных верфях 45 среднетоннажных краболов за 5 лет. Как уже публично отмечалось, такого количества судов недостаточно для загрузки даже одной небольшой отечественной верфи с участием китайских судостроителей.
Глядя на эту пропасть между нашими и китайскими верфями, которая наглядно иллюстрирует уровень отечественного гражданского судостроения, неизбежно встает и главный вопрос: какое гражданское судостроение будет и должна иметь наша страна? Будем ли мы продолжать вымучивать в не конкурентные сроки по не конкурентоспособной цене рыболовные суда либо мы сможем привлечь к себе уже работающие зарубежные современные технологии и таким образом сможем совершить технологический рывок?
Ответ вроде бы очевиден.
Но на пути реализация подобного сценария встает основной игрок на судостроительном рынке – ОСК, которой все эти «штучки» в виде современных технологий и высокотехнологичного развития ни к чему, о чем руководители ОСК цинично и прямо заявляют, хотя и неофициально. А за ними стоит и Минпромторг – альма-матер руководителей ОСК.