Как российские ретейл-сети перестраивают работу из-за пандемии
В период борьбы с коронавирусом розничным сетям придется нелегко. X5 Retail Group, «Магнит», «Лента», Metro и «Вкусвилл» рассказали, какие меры они принимают, чтобы удовлетворить возросший спрос на товары и при этом обезопасить сотрудников и клиентов.
Большинство опрошенных компаний сообщили, что проводят регулярную дезинфекцию (например, тележек, касс, туалетов и ручек дверей). Кроме того, ретейлеры стали чаще проводить уборку в торговых залах и проветривать помещение. В «Магните» отмечают, что теперь чаще проводится и уборка в распределительных центрах. Metro сообщают, что провели дополнительное обучение сотрудников, которые занимаются дезинфекцией.
Сотрудники торговых центров Metro работают в масках и перчатках. В «Магните» сообщили, что рассматривают возможность закупки индивидуальных средств защиты. В «Ленте» заявляют, что у всех ее сотрудников есть дезинфицирующие гели.
Из магазинов «Магнит Косметик» убрали пробники для декоративных и уходовых средств, предполагающие контакт с кожей покупателей, а тестеры для парфюмерии дезинфицируют раз в час. Продавцы-консультанты при общении с клиентами соблюдают дистанцию в полтора метра.
Metro упомянули, что разместили во всех торговых залах, клиентских и рабочих помещениях памятки о профилактике инфекций и соблюдении личной гигиены, а также ввели дополнительные меры, которые должны помешать покупателям в большом количестве скапливаться в кассовой зоне.
«Магнит» рекомендовал покупателям держать между собой дистанцию не менее одного метра, а «Лента» наносит на пол ограничительную разметку. Кроме того, в «Ленте» сообщили, что устанавливают на кассах защитные экраны. «Магнит» делает это в магазинах в Москве и Подмосковье. В «Магните» также отметили, что компания активно информирует работников о мерах профилактики.
«Магнит» и Metro сообщили, что дали части офисных сотрудников возможность работать удаленно. В «Магните» на удаленный формат в обязательном порядке перешли беременные сотрудницы и специалисты старше 50 лет.
Компания также запретила сторонним лицам (кроме подрядчиков) посещать все ее российские офисы, ввела запрет на командировки внутри России за исключением случаев особой необходимости, перевела все встречи с партнерами в дистанционный формат и рекомендовала сотрудникам отказаться от личных поездок.
Кроме того, в офисах «Магнита» ввели дополнительную дезинфекцию и уборку, а также устанавливают диспенсеры с санитайзерами.
В связи с эпидемией в середине марта ритейлеры столкнулись с резко повышенным спросом на бакалейные продукты и средства гигиены. Metro также отмечают, что вырос спрос на сладкое, чаи и кофе, а X5 Retail Group отметили рост продаж консервов.
Вместе с этим значительно выросли и онлайн-продажи. В связи с этим, например, компании X5 Retail Group пришлось увеличить время и минимальную сумму онлайн-заказа, чтобы сохранить уровень сервиса службы доставки.
Для того, чтобы справиться c ростом спроса, компании увеличили объемы заказов у поставщиков (Metro сообщает, что их пришлось повысить более чем в пять раз). При этом опрошенные сети не отмечали и не прогнозируют серьезных проблем с товарными запасами или логистикой. X5 Retail Group даже призвала покупателей «взвешенно подходить к созданию запасов» с учетом того, что товары будут стабильно доступны.
«Магнит» заявляет, что компания начала формировать товарные запасы за три недели до повышения спроса, и к этому моменту ритейлер уже имел двухмесячный запас товаров первой необходимости. Компания отмечает, что в период повышенного спроса увеличила поставки из распределительных центров в среднем на 20%. По словам пресс-службы компании, ей удалось достаточно гибко скорректировать поставки благодаря собственному парку грузовиков. «Магниту» также пришлось увеличить количество персонала в логистических комплексах.
X5 Retail Group ввела в работу весь резервный транспорт, отменила отпуска работников, изменила график их работы и вывела на работу дополнительный персонал. Также компания увеличила количество машин и курьеров онлайн-доставки.
В то время как ритейлеры привлекают к работе как можно больше сотрудников, им нужно также убедиться, что в офис или торговый зал не придут заболевшие работники. Большинство опрошенных ритейлеров сообщили, что либо уже ввели ежедневное измерение температуры (а в некоторых компаниях, например, во «Вкусвилле» и «Магните» — и медосмотр) сотрудников, либо запустят эти процессы в ближайшее время.
В Metro сообщают, что компания проводит бесконтактную термометрию и в торговых центрах, и в распределительных центрах, и в офисе. X5 Retail Group контролирует температуру у сотрудников онлайн-супермаркета «Перекресток» и экспресс-доставки из «Пятерочки», а также у водителей. Также пресс-служба компании отметила, что в торговой сети «Перекресток» температуру у работников измеряют каждые три часа.
Также X5 Retail Group сообщила, что ввела обязательную самоизоляцию для сотрудников, прибывших из иностранных государств, а также для тех, чьи члены семьи вернулись из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
«Магнит» рекомендовал сотрудникам, вернувшимся из-за границы, изолировать себя на 14 дней с оформлением больничного листа. Также в пресс-службе ритейлера заявили, что осуществляют ежедневный контроль за сотрудниками, которые вернулись из отпусков.
Metro сообщает, что до 30 апреля компания добавляет к оплате больничного листа (вне зависимости от его длительности) сумму, недостающую до полной заработной платы. Кроме того, компания отправила всех своих сотрудников старше 65 лет на оплачиваемый больничный.