Мнение бизнеса: Что будет с экономикой России к концу выходных
В рамках борьбы с распространением коронавируса президент Владимир Путин продлил нерабочие дни до 30 апреля. Бизнес начинает оценивать свой запас прочности и делать прогнозы — в каком состоянии он окажется к концу этих выходных.
Владимир Путин объявил о продлении введенных ранее для «обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» нерабочих дней вплоть до 30 апреля. «Если обстановка позволит — скорректируем объявленный период нерабочих дней в сторону его сокращения», — заявил президент.
РБК опросил представителей российского бизнеса — во сколько им обойдется почти месяц выходных, как они планируют выстраивать работу и в каком состоянии окажутся к их окончанию.
Александр Калинин, президент «Опоры России»: «Ущерб — огромный. Предприятиям необходимы будут средства для выплаты зарплат сотрудникам — этот вопрос надо решать вместе с правительством. Возможно нужно ввести прямое субсидирование предприятий для выплат зарплат сотрудникам. Меры поддержки малого и среднего бизнеса необходимо значительно расширить. Сейчас для таких секторов экономики, как частное здравоохранение, торговля непродовольственными товарами, строительство, производство, некоммерческие организации, нет мер поддержки, кроме снижения ставки социальных взносов до 15%».
Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России»:
«На бизнесе это отразится самым тяжелым образом, он возьмет на себя основную тяжесть. Нам не компенсируют, как во многих других странах, затраты на зарплаты сотрудникам. Есть только элементы, связанные с пролонгацией кредитов, но это не компенсация, а именно пролонгация, а доходов-то у нас нет. Мы, конечно, покажем очень серьезный спад и полную дезорганизацию нашей деятельности. Многие предприниматели, кто закредитован, лишатся объектов недвижимости, которые были в залоге у банков. Это уже совершенно очевидно. Многие предприятия неизбежно обанкротятся, потому что в таких условиях проще обанкротиться, чем продолжать кому-то что-то платить и пытаться делать хорошую мину при плохой игре. Чем меньше компания, тем больше шансов, что она уйдет с рынка. Все зависит от сроков: если так и останется этот месяц нерабочим, то, наверное, 20% предприятий не откроется. Если продлится дальше, то, может быть, и все 40%».
Рестораны
У низкорентабельного бизнеса ресторанов и отелей нет запаса прочности на то, чтобы выдержать два или три месяца без выручки, но с затратами, в частности, на сохранение заработной платы, отмечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. «Далеко не все имеют финансовые возможности пережить эту историю и сохранить персонал при отсутствии выручки», — отмечает Прасов. У крупных компаний могут быть такие возможности, но часть предприятий малого и среднего бизнеса ждет закрытие или банкротство, считает эксперт.
Сейчас правительство рассматривает в качестве меры поддержки отрасли беспроцентные кредиты на выплату зарплат, «но это все же кредиты, которые надо будет возвращать, при этом непонятно, как долго продлится текущая ситуация», отмечает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Сейчас отрасль сосредоточилась на тех мерах, которые позволят как-то существовать в текущей ситуации, — например, часть предприятий готова брать кредиты, кто-то договаривается с крупнейшими интернет-ретейлерами, чтобы временно перевести к ним своих сотрудников, например на позиции курьеров. Рестораны и отели могут работать во время кризиса, но отрасли важно понимать, как она потом будет из этого кризиса выходить, а в условиях «вчерашнего законодательства» этого делать нельзя, для этого нужна новая экономическая политика, подчеркивает Бухаров.
Производители и поставщики товаров
Производители и поставщики товаров, которые должны, несмотря на ситуацию с карантином, ажиотажным спросом и динамикой валют, обеспечить бесперебойную поставку продуктов питания потребителям, уже сейчас перешли на круглосуточный режим работы или работают в две смены, отмечает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. По его словам, нагрузка на них постоянно возрастает не только из-за резко выросшего спроса, но также из-за дополнительных трудностей с пропусками и сбоями в работе поставщиков сырья и тары. В условиях продления режима самоизоляции до 30 апреля предприятиям пищевой промышленности просто необходимы меры поддержки, отмечает Востриков: например, это смягчение банковских кредитных ковенантов при ухудшении финансовых показателей, налоговые каникулы, бесперебойное обеспечение сотрудников предприятий средствами индивидуальной защиты, решение всех вопросов, связанных с выдачей пропусков для транспортировки продовольствия, а также защита от давления и штрафов со стороны торговых сетей.
Выставочный бизнес
Исполнительный директор Союза выставочных застройщиков Андрей Амбарцумян считает, что продление нерабочих дней хуже индустрии вряд ли сделает — выручка в течение двух последних месяцев «уже по факту равна нулю». По его словам, в такой ситуации без поддержки правительства нет понимания, как платить 20 тыс. работников отрасли обещанную президентом зарплату. «Решения должны идти на опережение, а не вдогонку: сейчас нашу отрасль могут спасти только субсидии», — считает собеседник.
Реклама и маркетинг
Лариса Фортуна, президент Российской ассоциации маркетинга: «Создается ощущение, что все происходящее делается для целенаправленного свертывания целого сегмента экономики.
После этого выступления стало совершенно очевидно, что до компаний, работающих в сфере рекламного бизнеса, и в частности в маркетинговых коммуникациях, никому в государстве нет никакого дела. И помощи мы ждали совершенно напрасно. Каникулы «за счет работодателей» продлены еще на месяц. Это при том, что на счетах этих самых работодателей с большой вероятностью скоро просто не останется денег. И о том, как решать эту проблему, наш президент не дал никаких вменяемых инструкций.
В сфере офлайн-маркетинга произошла настоящая катастрофа, которая в скором времени будет сопоставима разве что с временами Великой депрессии. Event marketing — упал в связи с запретом на массовые мероприятия до нуля; сonsumer promo — упал до нуля в связи с санитарными ограничениями и текущей рыночной ситуацией; sport marketing — снизился на 80%; production — снизился на 80%; trade marketing — снижение пока до 30%; creative services — снижение на 50%».