В Мурманский рыбный порт возвращаются траулеры, многие годы считавшиеся незаходными
В рыбном порту у причалов негде приткнуться. Траулеры стоят, пришедшие с промысла, рыбу разгружают, транспортные суда, собирающие улов по всему Баренцеву морю.
По соседству разгружается средний рыболовный траулер «Мурманск». Тезка города-героя вернулся с промысла, привез домой рыбу - 145 тонн. Немного, но все познается в сравнении.
«Карантинные» суда
- В январе рыбный порт выгрузил всего три с половиной тысячи тонн груза! Это антирекорд последних лет, - рассказывает пресс-секретарь Мурманского морского рыбного порта Алексей Бакуменко. - В феврале было легкое оживление. В марте снова падение. Доллар вырос, и рыбакам стало выгодно сдавать рыбу на экспорт. Но тут коронавирус, Норвегия вводит строгие карантинные меры, и суда потянулись в родной порт.
В конце марта в Мурманск заходило несколько траулеров, побывавших до этого в Киркенесе. Согласно требованиям Роспотребнадзора экипажи должны были находиться на борту не менее двух недель. А как же рыба, которую они привезли?
- Выход нашли. Сначала на этих судах отработали врачи. А потом разрешили подняться на борт нашим докерам, - рассказывает Алексей Бакуменко. - Они спускались в трюмы, работали в перчатках и масках. При этом экипажи траулеров в выгрузке участия не принимали, наблюдали за работой с мостика.
Сейчас такие суда, пришедшие из-за границы, в Мурманск уже не заходят, выдерживают карантинный срок в море.
Домой!
Еще один траулер, стоящий в эти дни у причала рыбного порта, - «Василий Головнин». Он принадлежит рыболовецкой компании «Норебо» и относится к категории незаходных судов. Так называют траулеры, которые принадлежат российским компаниям, но не могут входить в отечественные порты. Проблема в том, что они либо были построены за границей, либо провели в иностранных портах серьезный ремонт с заменой оборудования. По закону их владельцы, возвращаясь в родной порт, должны заплатить таможенные пошлины. А это серьезные деньги, миллионы долларов. Потому судовладельцы нашли выход не платить пошлины и прочно обосновались в иностранных портах, в основном в Северной Норвегии. В том же Киркенесе они выгружали рыбу, заправлялись топливом и водой, ремонтировались и меняли экипажи. Так было до последнего времени. Но грянул коронавирус, и Норвегия ввела у себя строгие карантинные правила.
Нет, наших рыбаков норвежцы не прогнали, но серьезно усложнили их жизнь. Теперь сход экипажа на берег запрещен, выгружать рыбу можно на причалы без контакта с местными докерами. Смену экипажа не провести, как это было раньше - привез на автобусе рыбаков из Мурманска, а тех, кто уже отработал свой рейс, забрал. Теперь все не так. Да и с судоремонтом возникли серьезные сложности. Пришлось искать выход. И он нашелся.
Неужели наши рыбные генералы решили раскошелиться и заплатить все таможенные пошлины? Нет, это не многим под силу. Поэтому был найден компромиссный вариант - незаходные траулеры возвращаются в родной порт, здесь им оформляется временное таможенное разрешение. Получив его, судовладельцы могут провести необходимый ремонт. Такое уже случалось раньше. В прошлом году все суда обязали оборудовать российской системой спутниковой связи «Гонец». Тогда для незаходных оформлялось такое разрешение, они приходили в Мурманск, устанавливали систему и возвращались обратно в заграничные порты. В этот раз удалось договориться не только на судоремонт, но и на смену экипажа и выгрузку улова.
- Конечно, мы оцениваем это решение только положительно, - рассказал начальник управления организации рыболовства министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства области Андрей Алексеев. - Чем больше судов заходит в Мурманск, тем больше работы у докеров. Они не заходили раньше по разным причинам. Многие работали в норвежской экономической зоне, в районе Фарерских островов и обслуживались там. А сейчас ситуация такая: требуется сменить экипаж, а сделать это из-за карантина невозможно. Потому судовладельцы экономически посчитали, что выгоднее зайти в Мурманск. Пока три судна зашли в наш рыбный порт, дальше руководители компаний, в чьей собственности находятся незаходные суда, будут принимать решения исходя из развития ситуации с коронавирусом.
Первые ласточки
Сначала пришел траулер «Мыс Шельтинга». Еще 5 марта он стоял в Тромсё, до этого заходил в норвежские Ботсфьорд и Алесунд. В Мурманск он доставил 402 тонны мороженой рыбы. Следом пришел для разгрузки и смены экипажа «Аквамарин», привез 450 тонн улова. И сейчас у причала стоит тоже ранее «незаходной» «Василий Головнин», из его трюмов выгружают также 450 тонн рыбы. А это значит есть работа у наших докеров.
Вообще, существует статистика, что каждый привезенный в российский порт килограмм рыбы приносит в казну государства в 2,5 раза больше налогов, чем продажа той же рыбы на экспорт. Потому и рассуждают рыбаки: почему бы государству вообще не обнулить старые невыплаченные таможенные пошлины и позволить судам возвращаться в любой момент. При этом, правда, можно потребовать от рыбопромышленников завозить рыбу только домой, а не в заграничные порты. А если нет завоза, то пусть платят по полной. Но это все решается уже не один год в высоких кабинетах. Однако уже нынешний случай с временными разрешениями - первая ступенька на пути к решению стародавней проблемы.
Вот как комментирует приход незаходных судов управляющий Мурманским морским рыбным портом Олег Креславский:
- Независимо от причин, которые привели эти траулеры в порт, мы им рады и надеемся, что они будут заходить в порт чаще, обеспечивая нас работой, а берег - рыбой! Сейчас у государства появился уникальный случай решить проблему таких траулеров. Наверное, властям стоит пойти навстречу судовладельцам, чтобы как-то минимизировать их расходы на таможенные и налоговые платежи. Важно понимать, что эта льгота вернется в бюджет сторицей, ведь благодаря той рыбе, что привезут незаходные суда, появится сырье и работа у пока еще живых предприятий береговой инфраструктуры рыбной отрасли России.
Есть и другие трудности. Председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев уже высказал обеспокоенность, что наши судоремонтники просто могут не справиться с теми объемами и задачами, с которыми к ним обратятся владельцы траулеров. Ведь сегодня серьезной ремонтной базы в Мурманске нет. И сложные, высокотехнологичные ремонтные операции, которые производились в Норвегии, у нас просто негде делать.
Морские автобусы
Продолжая прогулку по причалу рыбного порта, доходим до двух транспортных судов, стоящих рядом друг с другом. «Выборгский» и «Петроградский» - суда с историей. Построенные еще в Советском Союзе, в Клайпеде, эти транспортные рефрижераторы тогда были своего рода рыбзаводами. Прежде чем пришли в Баренцево море, работали на Балтике. Выходили в район промысла, вставали на якорь, собирали рыбу с мелких траулеров и тут же, в море морозили ее, солили, делали разного рода пресервы и консервы. В последние годы эти транспорты используются для сбора мороженой рыбы, которую ловят в Баренцевом море мурманские моряки. Выходят, к примеру, к Новой Земле, и к ним подходят суда, сдают улов, чтобы самим не ходить туда-обратно в порт. Сдали - и снова забрасывай трал. За один раз рефрижератор может обслужить шесть-семь судов.
- Сейчас мы вернулись из района Шпицбергена. В бухте Белльсунн забрали вылов у одного из наших траулеров. Немного. Всего 40 тонн, хотя можем загрузить тысячу. Тут была другая задача - заменить экипаж, - рассказывает капитан транспортного рефрижератора «Выборгский» Евгений Валид.
Вот такую схему стали применять судовладельцы, чтобы вернуть отработавших рейс рыбаков домой. Причина - опять-таки карантинные меры Норвегии. Как я уже писал, раньше моряков возили на автобусах из Киркенеса или окрестных портов. Сейчас транспортные суда стали такими автобусами.
- Перспективы у нас радужные, - говорит капитан «Выборгского». - Разгрузились, завтра снова берем экипаж для двух судов, работающих в Баренцевом море и выходим в рейс. Оттуда забираем улов и рыбаков. Пока будут проблемы с коронавирусом, так и будем работать. Другого выхода пока нет. Летом планируем взять на борт студентов на практику.
Мы желаем капитану и экипажу удачного рейса, покидаем «Выборгский» и снова на причал. Таможня и пограничники ведут проверку еще одного прибывшего в порт траулера, кто-то чинится, загружает снасти, запчасти, продукты, готовится к выходу в море. Пусть суда стоят не в три борта, как было в советские времена, но все равно - суетятся на палубе члены экипажей, краны выгружают из трюмов ящики с мороженой рыбой.
А на причале их подхватывают погрузчики, везут в холодильники, откуда улов отправится на прилавки магазинов и на перерабатывающие фабрики. Хочется верить, что с возвращением незаходных судов работы у мурманских портовиков прибавится.
Кстати, по самой последней информации, в ближайшее время в Мурманский рыбный порт придут еще два ранее незаходных судна - траулеры «Мыс Корсакова» и «Мыс Слепиковского».
Капитан транспортного рефрижератора «Выборгский» Евгений Валид
фото: Лев Федосеев/mvestnik.ru