Утилизация на 30-40% выгоднее передачи продуктов на благотворительность
Торговые сети столкнулись с необходимостью увеличивать расходы на утилизацию продуктов с истекающим сроком годности. Они готовы передавать ее на благотворительность. Этот вопрос уже обсуждался, ритейл просил взамен освобождения от НДС и налога на прибыль. Но ни к чему конкретному это не привело. Изменится ли что-то сейчас, когда покупательский спрос упал?
Вопрос передачи в благотворительных целях продовольствия с истекающим сроком годности, то есть пригодного для употребления, не просроченного, стоит на сегодняшний день очень остро. В марте этого года на встрече Президента с представителями бизнес-сообщества и благотворительных организаций этот вопрос был поднят снова. Результатом стали поручения Пр-645, п.1, е)-1 и е)-2, согласно которых налоговое бремя для благотворительной передачи продукции по налогу на прибыль и НДС на 2020 год подлежит снижению.
При этом мы понимаем, что это временная мера, действующая только в 2020 году, а выход из кризиса продлится значительно дольше. У нас в стране 18 млн человек нуждаются, ситуация с коронавирусом увеличит их число и им нужно помогать.
Сейчас из-за несовершенства действующего законодательства нераспроданные продукты с действующими сроками годности, абсолютно пригодные к употреблению, компании предпочитают отправить на свалку. Желание поделиться продуктами несет производствам и магазинам дополнительное налоговое бремя, утилизировать (вывезти на полигон) выходит на 30-40% выгоднее. Поэтому пока бизнесу невыгодно передавать продукты на благотворительность, он не будет этого делать.
Изменится ли подход ритейлеров к закупкам, учитывая непредсказуемость покупательского поведения?
Предполагаю, что подход ритейла к закупкам не изменится или изменится очень незначительно. После того, как были приняты «поправки Яровой», запретившие возврат просроченной продукции ее поставщикам, магазины розничной торговли стали контролировать свои закупки, соизмеряя свою способность продавать, потребительский спрос. Именно поэтому в первую волну покупательского бума, когда люди закупались продуктами перед объявленной Президентом нерабочей неделей, полки магазинов оказались пустыми. Не потому что не хватает продуктов и предметов первой необходимости, а именно потому, что склады магазинов были заполнены только тем количеством, которое покрывало стандартный уровень спроса.
Сейчас, когда ритейл спешно пополнил свои запасы, обеспечивая возможность населению купить то, что еще вчера отсутствовало на полке по причине возросшего в моменте спроса, многие товары готовятся быть выкинутыми на помойку. Волна спроса спала, а сроки годности никто не отменял. Именно поэтому ритейл вряд ли будет менять ранее взятую на вооружение политику осторожных закупок, предотвращающих образование отходов, ответственность за которые несет для него дополнительные расходы.
Что для ритейла проще – отдавать продукты на благотворительность или ждать, когда они испортятся?
Сегодня в России на этапах реализации и потребления образуется 17 млн тонн пищевых отходов (28% ТКО). 94% пищевых отходов отправляется на полигоны, из них примерно 9,2% образуется на этапах хранения и реализации (ритейл), 20,3% образуется на этапах производства, переработки и транспортирования (производство). Вопрос не в том, что проще, а в том, что наименее затратно. Потому что передача продуктов на благотворительные цели на текущий момент приравнивается налоговым законодательством к реализации, с которой исчисляется и налог на прибыль (20%), и налог на добавленную стоимость (20%). То есть, передавая продукты бесплатно, ритейл, равно как и производители, обязаны заплатить налоги с цены передаваемого, которая устанавливается в соответствии с первичным учетом организации.
Кроме того, для того чтобы передать продукты, необходимо организовать сам процесс передачи именно тем, кто, действительно получив такую помощь, использует ее не в коммерческих целях, а для собственных нужд. Нужно установить круг тех, кому такая помощь будет оказана. Во всех странах, где существует практика передачи продовольствия нуждающимся, для целей организации передачи привлекаются так называемые «банки еды». «Банки еды» — это благотворительные организации, которые занимаются сбором пищевых продуктов от производителей и поставщиков и передачей их нуждающимся. Раздача продовольствия происходит при помощи сети сотрудничающих организаций, в которую входят местные благотворительные организации и социальные учреждения, которые имеют прямой контакт с нуждающимися.
В России действует единственный «банк еды» — Фонд продовольствия Русь. Из-за того, что передача на благотворительность продовольствия — мероприятие весьма дорогостоящее и непростое для хозяйствующих субъектов, с точки зрения организации процесса, пищевые продукты стараются максимально продать, используя акции, скидки и т.д.
Утилизация непригодных для употребления пищевых продуктов менее затратный для ритейла и производителей способ. Его стоимость на сегодняшний день составляет 3-5 тыс. рублей за тонну, что на 30-40% выгоднее благотворительной передачи.
При каких условиях ритейлу выгодно на регулярной основе отдавать продукты на благотворительность?
Снижение налогового бремени для благотворительной передачи продовольствия очевидно способствовало бы увеличению того процента продовольствия, которое передается безвозмездно нуждающимся в помощи людям (многодетным семьям, пенсионерам, людям, имеющим системные заболевания, чьи расходы на лекарства и лечение весьма существенны и т.д.).
Сегодня Фонд продовольствия «Русь» оказывает помощь в 54 регионах по всей России. В 2018 году объем распределенной еды составил 4,6 тыс. тонн продуктов стоимостью порядка 700 млн рублей.
Как это скажется на цене продуктов в магазинах?
Если у ритейла и производителей будет возможность снизить свое налоговое бремя при благотворительной передаче продовольствия, не неся повышенные расходы, то это не скажется на цене продуктов в магазине. Любой бизнес ведется для извлечения прибыли, убытки ведут к его разорению. Кроме того, работа в убыток рано или поздно привлечет внимание фискальных и правоохранительных органов.
Как передача продуктов (а не вывоз на свалки) выглядит с учетом мусорной реформы и тренда на бережное отношение к экологии?
На сегодняшний день под утилизацией непригодных для использования пищевых продуктов фактически понимается их уничтожение, размещение на полигонах. При этом важно помнить, что пищевые продукты часто имеют упаковку, извлечение которой не обеспечивается перед захоронением того, что неизбежно будет гнить и разлагаться. А это в свою очередь наносит окружающей среде куда больший вред, чем просто гниющее продовольствие.
Способом предотвращения образования пищевых отходов является передача продукции незащищенным слоям населения. В частности, это относится к продуктам, остаточный срок годности которых не позволяет обеспечить реализацию их населению через традиционные каналы до его истечения в силу объективных причин (например, потребители отдают предпочтение более свежим товарам). Таким образом, передача продовольствия в благотворительных целях нуждающимся, позволяет, помимо социальной и экономической задач, решить и экологическую проблему. Согласно иерархии обращения с отходами, закрепленной в Федеральном законе от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», первостепенная задача для минимизации экологического ущерба – предотвращение образования отходов и нерационального использования излишков продукции.