Союз Прибрежных Предприятий Камчатки: «Производство и рабочие места не сокращаем»
Пандемия отразилась на всех сферах нашей жизни и профессиональной деятельности. Рыбная отрасль, для которой важно свободное перемещение товаров и трудовых ресурсов, почувствовала удар одной из первых.
Пожалуй, в самом уязвимом положении оказались береговые перерабатывающие предприятия среднего и малого бизнеса. Они сильно зависят от покупательной способности камчатцев, от приезжей рабочей силы. И то и другое сокращается. А резервы у этого сектора не такие мощные, как у больших компаний.
О том, как выживает этот бизнес, СМИ беседуют с председателем союза прибрежных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края Андреем Обединым (в ассоциацию входят шесть организаций, общее число работников – около 2 тысяч человек, суммарный вылов – более 30 тысяч тонн рыбы).
– Андрей Александрович, насколько сильно ваш сектор рыбной отрасли ощутил последствия пандемии?
– Несомненно, пандемия вызвала мировой кризис, а наши компании являются пусть небольшой, но все же частью мировой экономической системы. Мы почувствовали существенное снижение спроса на свою рыбную продукцию как на местном рынке, так и за пределами Камчатского края. Пока производство и рабочие места не сокращаем, надеемся, что до этого не дойдет.
– Спрос одинаково упал на все виды продукции?
– Нет. Покупатели на сегодня более активно покупают «народные» виды рыбопродукции, например замороженного минтая, филе из него, камбалу, навагу, кальмара, горбушу. Сложнее с такими позициями, как пресервы, соленая, копченая красная рыба, палтус. Продажи деликатесов – красной икры, таких морепродуктов, как гребешок, трубач, креветка, – практически остановились.
– На летнюю путину этого года планируется привлечь порядка 10 тысяч сезонников из других регионов. А в какие сезоны предприятия, работающие на белорыбице, привлекают иногороднюю рабочую силу? Завозите ли вы их большими группами? Какие проблемы возникают сейчас в этом плане?
– У нас нет ярко выраженных сезонов. Смена рабочих на наших предприятиях, как правило, проходит по несколько человек, а не целыми бригадами или сменами. Основной состав рыбообработчиков – это приезжие из других регионов России.
Одно из наших рыбоперерабатывающих предприятий находится в ЗАТО Вилючинск, у него есть проблемы с оформлением пропусков для сотрудников вообще, а учитывая нынешнюю ситуацию, эти сложности существенно возросли.
– Готовы ли вы обеспечить приезжим работникам 14-дневный карантин и выполнить другие требования главы региона по профилактике распространения инфекции? Во сколько это может вам обойтись?
– Введение 14-дневного карантина для вновь прибывших сотрудников, что, к слову, мы считаем совершенно оправданным, приведет к дополнительным трудностям. Будем решать эти задачи, уже запросили у компаний, предоставляющих места временного проживания, их предложения. Объясняем людям, планирующим к нам приехать, что приступить к работе они смогут лишь спустя 14 дней после прибытия. Дополнительные расходы на одного вновь прибывшего сотрудника составят, по предварительным подсчетам, в среднем до 50 тысяч рублей.
– Вы готовы финансово пережить этот кризис?
– Пока что справляемся. Будем следить за развитием событий. Сложнее тем, у кого в перспективе реализация каких-либо инвестиционных проектов. Так, одно из наших предприятий планировало в середине года начать строительство трех средних траулеров по программе инвестквот. Общая сумма инвестиций – более 2 млрд рублей. Документы еще в феврале были поданы в Федеральное агентство по рыболовству. Но на сегодня проектанты и верфь – на карантине. Из-за роста валютных курсов стоимость строительства существенно возросла (к сожалению, большая часть оборудования судна на сегодня импортная). А сроки реализации проекта заранее прописаны и согласованы со всеми ведомствами. Вот и находится компания на распутье – начинать или отложить проект на более спокойное время.