Президент ВАРПЭ – о жестких "уроках коронавируса" для государства, общества и рыбной отрасли России
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев рассказал о том, как работают российские рыбаки в сегодняшних непростых условиях, с какими эпидемиологическими, экономическими и регуляторными вызовами сталкиваются и какие выводы делают из жестких "уроков коронавируса".
– Герман Станиславович, на каких сферах деятельности рыбной промышленности коронавирус отразился наиболее ощутимо? Привел ли он к сокращению производства и рабочих мест? Сильно упали продажи рыбной продукции в России и за рубежом?
– Безусловно, отразился уже и продолжит оказывать влияние в течение немалого времени.
В основных центрах оптовой торговли рыбопродукцией – Владивостоке, Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске – снизился спрос на мороженую рыбу. Стабильный спрос сохраняется на ограниченный ассортимент продукции: во Владивостоке – сельдь, камбала, в Мурманске – путассу, в Санкт-Петербурге – на салаку и кильку. По треске и минтаю наблюдается снижение спроса и снижение объема продаж. По информации трейдеров, в апреле объем продаж рыбопродукции в московском регионе снизился на 40%. Другого трудно ожидать: по данным Сбербанка, в целом потребительский спрос в апреле сократился на 1 трлн. рублей (0,9% валового внутреннего продукта), объём госзакупок сократился вдвое (в том числе и закупки продовольствия). После врывного роста в марте объём продаж рыбных консервов также замедлился, но в этом сегменте следует ожидать оживления.
Объемы поставок рыбопродукции на зарубежные рынки как по объемам, так и по цене по сравнению с 2019 годом снизились по различным сегментам рынка на 10–30%. Продажи некоторых видов (например, морской еж в Японию) полностью остановлены. Отменены традиционные икорные аукционы в Пусане и аукционы в Японии пока не стали им равноценной заменой. Объем реализованной икры минтая составил менее 20% сезонного производства, хотя обычно к середине апреля продается около 50%. Это означает недопоступление существенной части прогнозируемой выручки.
– Помешал ли коронавирус выполнить в полном объеме задачи, которые рыбная отрасль ставила себе на период Охотоморской минтаевой путины?
– Если говорить о вылове – не помешал, если говорить о выручке – повлиял и повлиял негативно.
Охотоморская минтаевая путина завершилась 9 апреля. Дальневосточные рыбаки добыли 993,8 тыс. тонн минтая – это на 48,9 тыс. тонн больше, чем в 2019 году (рост 5,2%). По итогам сезона на промысле произведено более 613 тыс. тонн рыбопродукции из минтая, большая часть которой – мороженый минтай, при этом увеличился выпуск продукции глубокой переработки: на 5% выросло производство филе минтая и на 8% выросло производство фарша минтая. Общий допустимый улов минтая в Охотском море на 2020 год был увеличен на 10% – до 1 064 тыс. тонн. С начала года освоено 85% ОДУ – 903,6 тыс. тонн. В этом году в специализированном промысле минтая в Охотском море участвовало 130 рыбопромысловых судов, работу которых обеспечивали более 40 единиц транспортно-рефрижераторного флота. В экспедиции на судах рыбопромыслового флота работало более 10 тыс. человек. Промысловые и погодные условия были относительно благоприятные, ледовая обстановка позволила добывающему флоту работать в традиционных районах на приемлемых изобатах. Максимальный суточный вылов по экспедиции достигал 13,9 тыс. тонн.
Предварительные финансовые результаты Охотоморской минтаевой путины лучше уточнить в Ассоциации добытчиков минтая, но, по моей оценке, результаты похуже планируемых. При оценке финансовых результатов важно учитывать не только рецессию на рынках сбыта, но и издержки, возросшие из-за санитарно-карантинных требований и повышения стоимости фрахта транспортного флота.
– Продолжают ли действовать требования ФАР по карантину флота (прежде всего, транспортного, который регулярно заходит в иностранные порты)? Коснутся ли они других видов промысла, помимо минтаевого?
– Наша позиция такова: санитарно-карантинные требования должны устанавливаться не письмами Росрыболовства, а решениями Роспотребнадзора.
Предусмотренные письмом Роспотребнадзора от 12 марта 2020 года №02/4017-2020-17 требования об обеспечении санитарно-карантинного контроля на рыболовецких судах – 14 суток после пребывания в зарубежным порту – сохраняются. И это правильно, потому что жизнь и здоровье людей – это самое главное. Не деньги, а жизнь людей!
Финансовая цена санитарно-карантинных требований – это суровая правда жизни, это необходимость. Но нельзя сказать то же самое про «контрольные точки», про запрет перегрузов в районах «штормовых укрытий». Эти атавизмы контрольно-надзорной практики ничего не добавляют – и ВАРПЭ готова это подтвердить официально – к уже существующему полноценному контролю за сохранностью водных биоресурсов, зато вычерпывают у рыбопромышленников десятки миллиардов рублей ежегодно. Теряет бизнес, теряет общество, теряет государство!
– Как вы оцениваете убытки рыбопромышленных предприятий с начала года в результате пандемии? По вашим прогнозам, общий улов российских рыбаков по итогам 2020-го будет ниже запланированных объемов?
– Думаю, что «денежный улов» отрасли будет ниже запланированных показателей.
Начавшаяся эпидемия коронавируса нового типа и падение цен на нефть полностью сломали устоявшиеся тренды. МВФ кардинально изменил прогнозные оценки развития мировой экономики – WorldEconomicOutlook. Если в январе 2020 года эксперты МВФ прогнозировали в 2020 году рост глобального ВВП на 3,3%, то в апрельском прогнозе они прогнозируют, что глобальный ВВП сократится в 2020 году на 3%. Согласно прогнозам МВФ, ВВП развитых стран в 2020 году снизится на 6,1%, тогда как ранее прогнозировался рост в 1,6%. МВФ ожидает снижения ВВП в России на 5%. Прогнозы МВФ совпадают с оценкам других ведущих исследовательских центров: в 2020–2021 годы мировая и российская экономика существенно «просядет», что повлияет и на реальные располагаемые доходы населения, и на потребительский спрос. Так, консалтинговая компания McKinsey прогнозирует спад мировой экономики в 2021 году на 3,8%, Институт ВЭБ.РФ – на 2,1%. В мировой экономике с высокой степенью вероятности прогнозируется полномасштабный, примерно двухгодичный циклический кризис, который продлится до 2022 года. При этом по прогнозу Центра макроэкономического анализа и конъюнктурного прогнозирования (ЦМАКП), нельзя исключить вероятность более жёсткого кризиса. Уже в 2020 году спад может составить 6,7–7% (из них 1,8–2 процентных пункта – из-за карантинных мероприятий), в 2021 году – спад ВВП составит 1,8–2,2%. С учётом карантина и жёсткой коррекции в сфере потребительского кредитования в шоковом варианте следует ожидать трёхлетнего снижения товарооборота. В 2020 году оно может составить 5,5–6%, в 2021 году – 3,7–4%. В 2022 году можно ожидать околостагнационной динамики потребления товаров, а рост потребительского товарооборота начнёт медленно возрастать в 2023–2024 годы. Хочу обратить внимание на то, что ЦМАКП – это детище первого вице-премьера Андрея Белоусова, он создал и долгое время возглавлял этот центр. ЦМАКП – это серьёзно и к его прогнозам стоит относиться серьёзно.
Поведение потребительского рынка напоминает сейчас события мирового экономического кризиса 2008 – 2009 годов. В 2009 – 2010 годы рынок рыбопродукции в России сократился на 400 тысяч тонн (более 15%), а финансовые показатели отрасли резко «заторомозились» (например, прирост отраслевой прибыли снизился в 15 раз).
Думаю, что по итогам 2020 года отраслевая выручка также «затормозится» и составит около 380 млрд. рублей (говорю о выручке по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство», код ОКВЭД А3).
– На рыбацком флоте запущен флешмоб под лозунгом, который адресован к соотечественникам на берегу: «Мы остались на работе ради вас. Вы оставайтесь дома ради нас». Но, реже выходя на улицу, мы реже делаем покупки. Кроме того, очевидно, что доходы населения падают. Возникает вопрос: ради кого остались на работе российские рыбаки – ради отечественного потребителя или зарубежного?
– 2 апреля в 9:00 по московскому времени Издательский дом «Комсомольская правда» опубликовал в своих социальных медиа (Facebook, Instagram, Вконтакте, Одноклассники) видеоролик о флешмобе рыбаков, который получил название #рыбакиработают. Уже за первую неделю после публикации видеоролик просмотрели 667 257 пользователей социальных сетей, общий охват достиг 734 449. Ролик вызвал очень большой интерес. Прошло уже почти три недели, но люди выкладывают видео и фото в своих аккаунтах, обмениваются комментариями. Мы видим очень большой резонанс в прибрежных регионах. В этом – ответ на ваш вопрос.
Мы – вся страна, весь мир – столкнулись с невиданной и непонятной угрозой. Сейчас в умах людей, в душах людей – буря эмоций, хаос представлений, руины задуманных планов, тревога, паника, страх… Необходимо сплотить людей, необходимо вдохнуть в них уверенность.
Отмирание социальных тканей начинается именно с разрушения трудовой этики, размывания ценности профессионального и добросовестного труда. Самоизоляция, введённая как необходимый способ «тушения» эпидемии, порождает очень непростые социальные и психологические последствия. Самоизоляция только в том случае будет подпитываться внутренней мотивацией, если будет восприниматься не только как государственная повинность или общественный долг, но и как моральное обязательство, как особая форма социального контракта. Моральное обязательство в том числе и перед теми, кто продолжает работу ради обеспечения жизнедеятельности всего общества. Пример людей, которые, продолжая работу, обеспечивают жизнедеятельность базовых технологических, социальных и экономических систем государства, его «несущих конструкций», такой пример подпитывает уверенность в ненапрасности режима самоизоляции.
Объединяющий ролик в пространстве социальных сетей важен ещё и потому, что сейчас накапливаются и негативные тренды. Один из них – возможный общественный раскол между людьми, чей заработок не изменился, и теми людьми, кто из-за эпидемии оказался лишен заработка или сильно потерял в доходах. Чем сильнее люди поддерживают ограничительные меры сейчас – тем сильнее будет оттяжка после. COVID-19 распространяет ещё один вирус – «вирус бедности». Мы – представители рыбной отрасли – обязаны понимать «подводные течения» общественного сознания, обязаны предвосхитить возможную мутацию «антирыбацкого штамма», должны готовить общественную репутацию рыбной отрасли к жизни после коронавируса. К жизни, которая окажется существенно иной, чем прежде. Именно по этой причине мы поддержали инициативу «Комсомольской правды». Наш пример оказался заразительным, после нас схожий ролик запустили аграрии.
– Стоимость топлива – важная составляющая в расходах на работу флота, в себестоимости рыбной продукции. Даст ли падение мировых цен на нефть экономическое преимущество рыбным компаниям?
– Пока происходит обратно.
Согласно Технического регламента ЕврАзЭС ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (с изменениями на 19 декабря 2019 года) установлено, что массовая доля серы в судовом топливе начиная с 1 января 2020 годадолжна составлять не более 0,5%. В связи этим поставщики топлива перешли на поставки судового мазута с низким содержанием серы, что в связи с изменениями технологических процессов уже привело к росту цен на мазут в основных портах снабжения в среднем на 20%. Доля затрат на топливо в себестоимости добычи водных биологических ресурсов составляет в среднем 20%. Введение с 1 января 2020 года новых требований к используемому жидкому топливу на судах привело к увеличению себестоимости продукции из ВБР в среднем на 4,5%, а увеличение стоимости фрахта судов – к еще 2%.
– Какие уроки нам стоит извлечь из ситуации, созданной коронавирусом? Может быть, нашему рыбацкому флоту надо снизить свою зависимость от иностранных портов и рыбоперерабатывающих заводов, вкладывая больше средств в отечественный берег?
– Около 80% основных фондов судоремонтных предприятий в России физически и морально устарели (некоторые вовсе утратили специализированное назначение). В целом, специализированные судоремонтные предприятия способны обеспечить не более 15% потребности рыбопромышленных предприятий в судоремонте. Например, в Мурманске из 60 судоремонтных предприятий, признанных инспекцией Регистра для производства судоремонтных работ, только четыре способны выполнить весь объём работ, достаточный для получения класса (включая докование). Аналогичная ситуация сложилась и на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
На современных судах по причине отсутствия отечественных аналогов устанавливается современное оборудование импортного производства. Ремонт и обслуживание данного оборудования могут осуществлять только специалисты компании производителя. Многие виды импортного оборудования невозможно отремонтировать в Российской Федерации. Так, капитальный ремонт двигателя WARTSILA VASA 16V32D, ВДГ DEUTZ S/BVM 628 с восстановлением деталей возможен только в Республике Корея или КНР.
Конечно, необходимо восстанавливать отечественный судоремонт. Самый простой и самый неправильный способ – загнать кнутом рыбопромысловые суда. Именно так сделали в сфере судостроения … и провалились. Нужно честно признать: отечественные верфи не справились, оказались неспособны подтвердить на деле свои декларации построить в установленный срок и в пределах утверждённого бюджета 43 рыбопромысловых судна. Не справились – это факт.
Судоремонтную базу в России необходимо кропотливо, системно восстанавливать в течение, как минимум, двух пятилеток. Необходимы специальные меры стимулирования (налоговые льготы и иные меры поддержки) для предприятий, инвестирующих в развитие судоремонтной и портовой инфраструктуры в Российской Федерации. Необходима федеральная программа развития судоремонтных мощностей в Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающая участие иностранных поставщиков судового, технологического, навигационного и иного оборудования, установив целевые показатели развития судоремонтных предприятий.
У Камчатки есть неплохой шанс реализовать один из первых масштабных проектов в сфере возрождения судоремонта – уверен, что региональная власть сумеет этим шансом воспользоваться.