В штабе отрасли прошло совещание о пропавшем времени
28 апреля заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук провел совещание о проблемных вопросах, связанных с вступлением в силу приказа Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. № 721 «Об утверждении Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов». В организованном по инициативе ВАРПЭ совещании приняли участие 50 представителей двадцати трёх рыбохозяйственных предприятий.
6 мая вступит в силу приказ Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. № 721, который утверждает порядок передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов. Приказ регламентирует передачу в Отраслевую систему мониторинга (ОСМ) судовых суточных донесений, сформированных на основе данных промыслового, технологического и судового журналов. В феврале 2020 года Всероссийская ассоциация рыбопромышленников выявила в приказе избыточные требования и несоответствия другим нормативным правовым актам и предложила организовать совещание по внесению изменений в приказ.
Совещание о проблемных вопросах, связанных с вступлением в силу приказа Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. № 721, прошло в Росрыболовстве 28 апреля под председательством заместителя главы ведомства Петра Савчука. В формате видеоконференции участие в нем приняло 50 представителей двадцати трёх рыбохозяйственных предприятий и объединений. В ходе совещания были рассмотрены замечания ВАРПЭ (+ см.ниже Таблицу разногласий проблемных вопросов, связанных с вступлением в силу приказа Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. № 721).
В частности, было отмечено, что переход на время UTC полностью меняет весь формат отчетности для рыбаков и противоречит действующим нормативным правовым актам в области рыболовства и торгового мореплавания: Постановление Правительства Российской Федерации №23 от 08.01.1992г. «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации», приказ Минсельхоза России №375 от 24.08.2016г. «Об утверждении формы промыслового журнала», приказ Министерства транспорта Российской Федерации №133 от 10.05.2011 «Об утверждении правил ведения журналов судов», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Еще один проблемный вопрос – формальное несоответствие сведениям, содержащимся в судовых суточных донесениях (ССД) на дату вступлений в силу Порядка, сведениям в судовом, промысловом и технологическом журналах. Также участники совещания обратили внимание на тот факт, что разъяснения ФГБНУ «ЦСМС» не разрешают проблемные вопросы ведения отчетности и заполнения форм ССД, связанные с отличиями вступающего в силу порядка от ранее действовавших правил подачи ССД.
По итогам совещания замечания ВАРПЭ были признаны обоснованными, а управлению флота, портов и мониторинга Росрыболовства и ФГБНУ «ЦСМС» поручено подготовить предложения по выходу из сложившейся ситуации.
Стоит также отметить, что 14 апреля сопредседатель рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере рыболовства – президент ВАРПЭ Герман Зверев внес в повестку заседания рабгруппы вопрос о рассмотрении Приказ Минсельхоза №721. По результатам заочного голосования, прошедшего с 23 по 24 апреля, 8 из 9 голосовавших членов от делового сообщества поддержали предложение об отмене приказа и разработке взамен него нового акта с учетом замечаний бизнес-сообщества. Члены РГ от органов власти не поддержали позицию делового сообщества. В дальнейшем документ будет рассмотрен на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций Правительственной комиссии по административной реформе.
- ЦСМС отвечает на вопросы по новому порядку передачи данных в ОСМ
- ЦСМС подготовил вторую партию ответов на вопросы по передаче данных в ОСМ
ТАБЛИЦА РАЗНОГЛАСИЙ проблемных вопросов, связанных с вступлением в силу приказа Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. № 721 «Об утверждении порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов» (далее – Порядок)
№ п/п |
Позиция НО «ВАРПЭ», «Союза РПК» и ООО «Город 415» |
Позиции Росрыболовства и ФГБУ ЦСМС |
|
Изменение блоков и позиций судовых суточных донесений (далее - ССД) в сторону их увеличения и усложнения, напрямую направлено на стимулирование рыбохозяйственных предприятий к переходу на ведение Электронного промыслового журнала (далее - ЭПЖ). При этом не учитывается, что в настоящее время переход на ведение ЭПЖ на многих рыболовных судах невозможен по техническим причинам, связанным с отсутствием устойчивой спутниковой связи, ее дороговизной и отсутствием специалистов, обученных работе с ЭПЖ. |
По переходу на ПК ЭПЖ поясняем следующее. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 994 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных» (далее – Положение) мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за рыболовством и сохранением водных биоресурсов, осуществляемых с использованием космических средств и информационных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации, позволяющих обеспечить сбор, обработку и хранение данных таких наблюдений (далее − ОСМ). Ведение ОСМ осуществляется посредством входящих в него информационных систем (программных средств), в том числе ПК ЭПЖ. Распоряжением Росрыболовства от 12 декабря 2019 г. № 96-р ОСМ, как государственная информационная система вводится с 1 июля 2020 г. в промышленную эксплуатацию. По итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, состоявшегося 19 октября 2015 г., Президентом Российской Федерации подписан перечень поручений, включающий пункт 1, подпункт «з», предусматривающий формирование предложений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности за счет применения новейших аппаратно-технических комплексов контроля, включая использование системы ГЛОНАСС и внедрение электронного промыслового журнала. В настоящее время разработанный проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов», устанавливающий правовой статус ПК ЭПЖ, обязательность его использования на судах рыбопромыслового флота, оснащаемых техническими средствами контроля в обязательном порядке, а также возможность использования ПК ЭПЖ на маломерных судах рыбопромыслового флота не оснащаемых техническими средствами контроля, возможности выдачи разрешений в электронном виде, находится на повторном согласовании в Минкомсвязи России. Дополнительно обращаем внимание на то, что в настоящее время ПК ЭПЖ установлен на 678 судах рыбопромыслового флота, 9 судов осуществляют передачу ССД с помощью ПК ЭПЖ непосредственно в базу данных ОСМ. Также одним из основных преимуществ ПК ЭПЖ является интеграция c ФГИС Меркурий: автоматическое формирование производственной ветеринарно-сопроводительной документации в электронной форме на вылов; одна программа для передачи данных (отсутствие необходимости дважды вручную вносить данные сначала в ПК ЭПЖ, потом в Меркурий); единые данные поданные в ОСМ через ПК ЭПЖ и в систему РСХН (ФГИС «ВетИС»). |
2. |
В п.4 Порядка субъекту мониторинга вменяется обязанность предоставлять сведения о субъекте мониторинга, его государственной регистрации о постановке его на учет в налоговом органе на бумажном носителе почтовым отправлением или в форме электронного документа. Данный пункт Порядка обязывает субъектов мониторинга представлять сведения, которые уже многократно предоставлялись в ФГБУ ЦСМС и Росрыболовство и его территориальные управления, следовательно содержатся в официальных базах данных федеральных органов исполнительной власти, которые могут быть получены в порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Предлагаем п.4 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в Российской Федерации, исключить. В п.9 Порядка учет судна в ОСМ осуществляется на основании сведений о собственнике (судовладельце) судна, условиях радиосвязи, рабочих частотах и т.д. предоставляемых субъектов мониторинга. Требуемые данные субъектами мониторинга ранее представлялись в базу данных ЦСМС, Росрыболовство и его территориальные подразделения и многократно дублируются в каждой заявке на выдачу разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов. Предлагаем п.9 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в Российской Федерации, исключить. |
Согласно общим принципам российского законодательства, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют и регулируют правоотношения, возникшие только после вступления акта в силу. Таким образом, в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, судно уже зарегистрированы в ОСМ и имеют идентификационный код ОСМ внесение данных, предусмотренных Порядком, не требуется. |
3. |
В п.6 Порядка при изменении сведений о субъекте мониторинга, указываемых в карточке учета субъекта мониторинга, а также в случае реорганизации субъект мониторинга сообщает об этом в ФГБУ ЦСМС. Считаем требования п.6 Порядка избыточными, не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации, препятствующими стабильной работе рыбодобывающих предприятий и промысловых судов, создающими формальные поводы привлечения юридических и должностных лиц к административной ответственности и конфликт интересов для контролирующих органов. В п.11 Порядка при изменении сведений о судне, указанных в карточке учета судна, в том числе о судовладельце, субъект мониторинга обязан сообщить об этом в ФГБУ ЦСМС. Все изменения о судне, указанные в карточке учета судна, имеются у капитана морского порта, в котором зарегистрировано судно и содержатся в реестре морских судов в каждом порте регистрации судна. |
Согласно Положению ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (далее − ФГБУ ЦСМС) ведет учет данных, предоставляемых субъектами мониторинга. Таким образом, отсутствие информации о вновь образованном в процессе реорганизации субъекте мониторинга, изменение регистрационных данных судна не позволят идентифицировать данные, направляемые в ОСМ. |
4. |
Согласно п.15 Порядка капитан судна с гл. двигателем более 55 квт и водоизмещением более 80 тонн, оборудованного ТСК, должен обеспечить ежедневную передачу ССД в ОСМ. Под действия этого пункта Порядка автоматически попадают суда, не осуществляющие рыболовство, например: суда обслуживающие ставной невод (должны давать ССД – отгрузка), транспортные суда, не осуществляющие приемку и транспортировку рыбопродукции (танкера, буксиры, суда обеспечения) (не должны давать ССД), транспортные суда, осуществляющие морские перевозки между портами (если везут рыбопродукцию – то должны) Кроме того, все суда выведенные из эксплуатации, находящиеся в отстое и в ремонте, имеющие сокращенный экипаж или без экипажа, также обязаны ежедневно подавать ССД. Ранее нормативными документами предписывалась подача ССД только судами, осуществляющими один из видов рыболовства. И это было логично. Предлагаем изменить формулировку п.15 Порядка, предусмотрев подачу ССД судами при осуществлении одного из видов рыболовства и включить дополнение: при нахождении судна в порту предусматривается обязательная подача ССД только 1 числа каждого месяца и за те отчетные сутки, когда велись грузовые операции, либо менялись внеэксплуатационные показатели. |
В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ) рыболовство – это не только деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, но и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов. Таким образом, суда, осуществляющие перегрузку транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, должны выполнять требования, установленные Порядком. Обращаем Ваше внимание на пункт 26 Порядка, которым предусмотрена необходимость подачи ССД при стоянке находящегося в эксплуатации судна в порту в ФГБУ ЦСМС только за отчетные сутки, в которые проводились приемка и (или) обработка, и (или) перегрузка, и (или) выгрузка уловов водных биологических ресурсов, и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов. Кроме того, при выводе судна из эксплуатации в ФГБУ ЦСМС субъектом мониторинга подается ССД за те отчетные сутки, в которые произошли изменения, в части, касающейся показателей деятельности судна, выходящей за рамки внеэксплуатационного технического обслуживания. Таким образом, предложение заявителя об изменении пункта 15 Порядка уже учтено пунктом 26 Порядка и является несостоятельным и необоснованным. |
5. |
В п.20 Порядка предусматривается, что в случае невозможности подачи ССД только в форме электронного документа в течение 72 часов, капитан судна незамедлительно приостанавливает промысел и возвращается в порт для устранения неисправностей. Выполнение требований этого пункта приведет к огромным непроизводственным потерям, и как следствие снижению рентабельности и удорожанию продукции. Считаем, что ССД с включенными в него данными промыслового журнала (промысловые операции) должны поступать на берег в любом виде, и далее в отраслевую систему мониторинга (далее ОСМ) передаваться в электронном виде с электронной ЭЦП. В этом случае закрепляется ответственность капитана судна за своевременную подачу ССД и исключается возможность неподачи ССД по техническим причинам. Также предлагается в качестве доказательства подачи ССД использовать технологии идентификации голоса капитана. Предлагаем п.20 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в Российской Федерации, исключить. |
В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Положения ФГБУ ЦСМС осуществляет сбор, обработку, хранение и представление данных о производственной деятельности судов, которые поступают в виде ССД капитанов судов, удостоверяемых электронной цифровой подписью в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно пункту 16 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 г. № 267 (далее – Правила рыболовства), капитан судна с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти кВт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного техническими средствами контроля, должен обеспечивать ежедневную передачу ССД о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов, в ОСМ в соответствии с Положением. Аналогичная норма закреплена в иных правилах рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов. Таким образом, обязанность капитана судна подавать ССД в ОСМ на момент принятия Порядка уже была закреплена в нормативных правовых актах. Порядком предусмотрена возможность исправления технической неисправности подачи ССД. |
6. |
Согласно п.21 Порядка копии ССД должны храниться на судне без указания срока хранения. Выполнение данного требования приведет к тому, что судно через два года будет завалено копиями ССД, что является прямым нарушением правил пожарной безопасности. При этом не учитывается, что все копии ССД хранятся в электронном виде в базе данных ЦСМС и в судовом компьютере. Предлагаем п.21 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в Российской Федерации, исключить. |
Пунктом 16 Правил рыболовства предусмотрено, что в случае подачи ССД не в форме электронного документа, копии ССД, заверенные подписью капитана и судовой печатью (при ее наличии), должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения. Аналогичная норма закреплена в иных правилах рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов. |
7. |
Согласно требованиям п.22 Порядка в случае учета уловов в местах доставки и выгрузки капитан судна должен ежедневно подавать ССД, содержащие сведения о весовом (размерном) соотношении видов в улове ВБР, суммарно добытых (выловленных) за весь период рейса (выхода в море), и перед выходом в рейс поставить отметку об осуществлении учета уловов в местах сдачи. Формулировка данного пункта не учитывает тот факт, что при осуществлении учета уловов в местах доставки и выгрузки определение данных о весовом (размерном) соотношении видов в улове осуществляется только после выгрузки улова, а капитан не имеет возможности ежедневно подавать сведения в ССД, которые у него отсутствуют. Положения данного пункта противоречат требованиям Правил рыболовства. Предлагаем п.22 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в Российской Федерации, исключить. |
При учете уловов в местах доставки и выгрузки капитан судна блок Ш7 ССД в кодированном виде не подает. Уточнение массы добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в весовом размере заполняется в блоке Ш993. При подаче капитаном судна ССД в форме электронного документа, перед выходом в рейс капитану судна необходимо поставить отметку об осуществлении учета вылова в месте сдачи. В случае установки указанной отметки при подаче ССД в форме электронного документа в графе «объем вылова» будет автоматически проставлено «неизвестное значение», которое будет заполнено при осуществлении учета улова в месте сдачи. По окончанию рейса капитан судна направляет ССД с указанием фактического улова, осуществленного за весь рейс по всем разрешениям. |
8. |
Пунктом 27 Порядка установлены условия внесения изменений (уточнений) в данные ССД. При этом изменение в ССД по результатам выгрузки и перегрузки уловов водных биоресурсов без всяких оснований и в нарушении требований Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 г. № 267 (далее – Правила рыболовства) ограничено 12 часами после завершения грузовых операций. Предлагаем п.27 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в Российской Федерации, исключить. |
Порядком установлены основания и сроки корректировки ССД. Правилами рыболовства предусматривается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса улова водных биологических ресурсов и (или) рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в пределах 5 процентов в ту или иную сторону, с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, технологический журнал (в случае, если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства) и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов. Обращаем внимание, что Порядком установлены общие положения передачи данных в ОСМ, в том числе в части оснований и срока корректировки ССД для всех пользователей водными биологическими ресурсами, не исключает применения Правил рыболовства для каждого рыбохозяйственного в части сроков внесения корректировок весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов после его выгрузки при передаче ССД. |
9. |
Требования п.9 Порядка предусматривают регистрацию судна в случае заключения договора фрахтования судна. Данный пункт не учитывает, что при заключении договора фрахтования тайм – чартера, согласно положениям КТМ, договор не регистрируется у капитана порта, а количество договоров тайм-чартера на одно судно не ограничено. Предлагаем в п.9 Порядка внести изменения допускающие не регистрировать в ОСМ договора тайм-чартера. |
Под судовладельцем по Кодексу торгового мореплавания (далее − КТМ) понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. КТМ прямого запрета на отсутствие необходимости регистрации договора тайм-чартера не содержит. Согласно рекомендуемой карточке учета судна подлежат заполнению имеющиеся данные. Дополнительно сообщаем о том, что в настоящее время Приложения 1 и 2 Порядка содержат минимально рекомендуемые для заполнения образцы карточки учета. Полный формат регистрационных карточек приведен на Портале ОСМ (www.osm.gov.ru). |
10. |
Переход на время UTC не учитывает реалии промысла в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Разница между реальным судовым (т.е. соответствующим геопозиции судна) временем и временем UTC составляет 10-12 часов в зависимости от фактического местоположения судна. Таким образом, рыбопромысловым судам в целях отправки корректных ССД предлагается перевести стрелки часов и искусственно жить по другому времени, в другой дате без привязки к реальному судовому времени. Подобный переход на время UTC не оправдан разумными соображениями, не учитывает интересы рыбодобывающих предприятий, реальную жизнь членов экипажей судов, осуществляющих промысел в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Приказ № 721 в части перехода на время UTC противоречит действующему законодательству. До внесения соответствующих изменений в ряд нормативных актов применение Приказа № 721 сопряжено с риском привлечения к ответственности. Согласно п. 16 Правил рыболовства Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна сведения, включаемые в ССД, должны соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам. При этом согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 08 января 1992 года № 23 «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» счет судового времени в море ведется по международной системе часовых поясов. Таким образом, судовой, промысловый и технологический журналы судов заполняются по текущему судовому времени, а не по времени UTC. |
Переход на передачу ССД в формате 23:59 UTC будет производиться следующим образом: передача ССД за 6 мая должна передаться на 24:00 06 мая судового времени, далее ССД за 7 мая передается на 23:59 UTC 7 мая, в которое должны быть включены показатели промысловой деятельности за период с 00:00 7 мая по судовому времени до 23:59 по UTC 7 мая, например, в часовом поясе Камчатского края ССД за 7 мая будет содержать в себе данные промысловой деятельности за 36 часов. Далее с 8 мая ССД на 23:59 по UTC. |
11. |
Выявлены ошибки в кодировании блоков ССД, а также ряд избыточных изменений и дополнений, дублирующих информацию, имеющуюся в других блоках ССД и данных технических средств контроля судна |
Рекомендации по заполнению блоков ССД (раздел II Порядка) приведены в приложении к настоящему письму. |
Необходимо отметить, что Росрыболовство рекомендует переходить на подачу отчетности (ССД, оперативные и статистические отчеты) исключительно через программное обеспечение − ПК ЭПЖ и Портал ОСМ. Это позволит минимизировать количество технических ошибок пользователей и упростит их работу по заполнению данных, так как вся имеющаяся информацию в базе данных ОСМ автоматически заполняется в экранных формах.
Таким образом, Порядок не исключает положений применения Правил рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна при передаче ССД, не заменяет и не подменяет положений иных отраслей российского права.
Вместе с тем настоящим Порядком регламентируются правила предоставления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (субъектами мониторинга), осуществляющими рыболовство с использованием российских и (или) иностранных судов, данных (за исключением статистических данных и данных о местоположении судов) в ОСМ;
- утверждаются новый состав данных (карточки учета субъекта мониторинга и судна), передаваемых данных и порядок их изменения, а также правила подачи ССД, сообщений (в форме электронного документа и (или) в виде формализованных сообщений);
- устанавливаются коды ОСМ, подлежащие размещению на официальном сайте www.cfmc.ru, также расширены значения отдельных кодов ОСМ, добавлены новые коды (инвестиционные и инвестиционные крабы);
- расширяется состав показателей при предоставлении данных.