Президент ВАРПЭ назвал инициативу руководства РРПК «криком отчаяния компании, зажатой в кредитные тиски»
Во вторник, 4 июля, СМИ сообщили, что Русская рыбопромышленная компания (РРПК) направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с предложениями по дальнейшей реформе рыбохозяйственного комплекса России. Президент ВАРПЭ Герман Зверев в беседе с журналистами отметил, что назвать предложения РРПК продуманным и взвешенным государственным подходом нельзя и расценил их, как крик отчаяния компании, зажатой в кредитные тиски.
Как сообщают Ведомости, Русская рыбопромышленная компания (РРПК) направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с предложениями по дальнейшей реформе рыбохозяйственного комплекса России. Принятие мер позволит обеспечить судостроителей заказами на 20 млрд руб. ежегодно, или на 600 млрд руб. в течение 30 лет, утверждает компания.
Согласно статье, в письме Мишустину РРПК пишет, что, несмотря на «в целом оптимистичную динамику» развития рыбной отрасли, важные экономические и производственные показатели отрасли остаются на критически низком уровне «с тенденцией к ухудшению». В производстве и экспорте преобладает свежемороженая рыба низкой степени переработки, добывается она на изношенном и устаревшем промысловом флоте возрастом более 30 лет, портовая инфраструктура изношена, нет современных производственно-складских комплексов и т. д., перечислены проблемы в письме. При этом у отраслевого регулятора (Росрыболовства. – «Ведомости») пока нет плана дальнейших преобразований, сказано там.
РРПК предлагает Мишустину рассмотреть несколько предложений по реформе отрасли. Во-первых, компания обращает внимание, что выделенных инвестквот хватает на загрузку максимум 50% мощностей новых судов и заводов, которые строятся по этой программе. Необходимо увеличить эту цифру до 100%. При этом РРПК напоминает, что многие крупные компании в программе не участвуют и продолжают использовать устаревший флот. Это, например, «Океанрыбфлот», «Гидрострой», «Преображенская база тралового флота» и др, пишут Ведомости.
«Предложение РРПК означает увеличение инвестиционной квоты на минтай до 750 тысяч тонн и на сельдь тихоокеанскую до 150 тысяч тонн. РРПК предлагает донаделить строящиеся рыбопромысловые суда, потому что в результате главным выгодоприобретателем окажутся они сами. Их квоты превысят 540 тысяч тонн минтая и 110 тысяч тонн сельди. Другие участники инвестиционных проектов не получат ощутимых выгод, а инвесторы береговых заводов на Камчатке, например, потеряют 26 тысяч тонн водных биоресурсов. Очень сильный удар будет нанесён по прибрежному рыболовству: сокращение ресурса уменьшит их выручку и парализует строительство малотоннажного флота. Строительство малотоннажного флота сейчас осуществляется не за счёт инвестиционных мер поддержки, а за счёт субсидирования строительства и собственной выручки предприятий. Предлагаемое РРПК сокращение объёма прибрежной квоты снизит объёмы вылова и выручку», - комментирует инициативу президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.
Во-вторых, отмечается в статье, нужно передать и оставшиеся 50% квот на крабов на такие же аукционы с инвестиционными обязательствами. И по такому же принципу перераспределить добычу креветок, трубачей, морских ежей и других ценных видов биоресурсов.
По словам Германа Зверев, предложение об изъятии у предприятий оставшейся квоты на крабов означает, что строительство краболов окажется под угрозой. Финансирование строительства и обслуживание взятых для участия в аукционах кредитов происходит за счёт выручки от оставшейся квоты на вылов краба. «Изъятие этой квоты финансово обескровит предприятия», - подчеркнул глава ведущего рыбацкого объединения страны.
В-третьих, пишут Ведомости, для стимулирования обновления флота надо разрешить вылов биоресурсов в исключительной экономической зоне России лишь судами отечественного производства возрастом не старше 30 лет. Это, по мнению компании, позволит сформировать устойчивый график заказов на российских верфях, создать благоприятные условия для локализации производства ключевого общесудового и рыбоперерабатывающего оборудования. Это правило должно начать действовать с 2034 г., что позволит предприятиям разработать проекты судов, разместить заказы и начать строительство.
Как отметил Герман Зверев, предложение об ограничении срока строительства рыбопромысловых судов 30-летним пределом не имеет прецедента ни в одной рыболовной стране мира. «Состояние отечественной судостроительной и судоремонтной отраслей не позволит обеспечить своевременным и качественным строительством и ремонтом весь рыбопромысловый флот России», - подчеркнул он.
Как сообщил Ъ, в РРПК выступают за жесткие критерии применения режима единого сельхозналога и льготной ставки сбора за пользование ресурсами. Исходные цели льгот потеряли актуальность ввиду роста рентабельности отрасли, а их «повсеместное использование» лишает бюджет 20–30 млрд руб. доходов в год
Это предложение президент ВАРПЭ оценивает как поверхностное и составленное людьми, которые даже не знакомы с налоговым законодательством. «Предлагаемое РРПК увеличение ставок сборов в 15 раз основано только на одном - на уверенности, что их такое увеличение сборов не коснётся. Росрыболовство совместно с отраслевым сообществом проработало законопроект, который предусматривает увеличение соответствующих платежей с 2 млрд рублей до 14 млрд рублей. РРПК предлагает увеличить сборы до 30 млрд рублей, это приведёт к увеличению налоговой нагрузки на предприятия с 60 млрд рублей до 100 млрд рублей», - считает он.
Звучит так, что российское судостроение навеки обречено уступать рынок своей страны иностранным верфям. Похоже на призыв оставаться вечной "бензоколонкой" и вечным "сырьевым придатком".
Что касается причин таких гигантских проектов, думаю, что сейчас деньги стали очень ненадежным активом, и владельцы больших состояний ищут способы конвертировать богатство в нечто более реальное.