Сахалинские рыбопромышленники не хотят отдавать квоты московским
Предприятия рыбодобывающего комплекса Сахалинской области и отраслевая ассоциация подготовили письмо к губернатору Валерию Лимаренко. Его просят не допустить нового передела квот на вылов водных биологических ресурсов: как минимум обратиться в Правительство страны с возражениями по этому поводу. Документ уже отправлен в адрес чиновника, заявил на пресс-конференции 12 августа президент ассоциации рыбопромышленных предприятий региона Максим Козлов.
— Поступило обращение "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК) в Правительство Российской Федерации с предложением продолжить аукционы на инвестиционную тему. И изъять 100% квот на добычу краба, а также дополнительно до 50% других водных биологических ресурсов. Аргументы разные: в пользу развития рыбохозяйственного комплекса, развития регионов Дальнего Востока, строительства новых судов рыбопромыслового флота. Но рыбаки четко понимают, что под предлогом благих намерений пытаются произвести отъем ресурса в пользу конкретной компании, — заметил он.
В прошлом году по похожей схеме произошло перераспределение 50% квот на добычу крабов — наиболее ценного и валютоемкого ресурса. Тогда, напомнил Козлов, сахалинские компании, аккумулировавшие квоты на 20 тысяч тонн, лишились права на вылов половины краба и были вынуждены так или иначе сократить 2000 рабочих мест. Тогда инициаторами передела также стали связанные с РРПК структуры, они же получили львиную долю квот.
Если новое предложение о глобальном пересмотре распределения квот в отрасли пройдет, потери сахалинских предприятий и самой области будут куда более существенными. Козлов оценил объем перераспределяемых квот приблизительно в 300 тысяч тонн. Если это случится, то под сокращение пойдут уже 5 тысяч человек, а область лишится половины налогов от отрасли — сегодня рыбаки дают в бюджет около 7 миллиардов ежегодно. То есть и без того страдающая и секвестрованная казна только напрямую лишится 3,5 миллиарда. Скрытые потери — из-за остановки работы предприятий-смежников, сокращения клиентской базы для сферы услуг, заморозки или сокращения инвестиционных программ — будут еще более значительными. В инфраструктуру рыбаки вложили 57 миллиардов за три года, сообщается в письме, сейчас они сворачивают эти вложения в условиях неопределенности.
— Рыбакам обещали, что до 2034 года, пока действуют текущие квоты, никакого перераспределения не будут. От такого механизма (внезапных изменений правил раз в два-три года) будут только большие потери, — подытожил Козлов.
Обращения к губернаторам своих регионов готовят и компании других субъектов ДФО. Публично сохранение текущих правил распределения квот уже одобрил и. о. главы Камчатки, а также Росрыболовство, которое раскритиковало идею РРПК. Но и в случае с крабом отраслевые объединения и главы субъектов были против — от передела квот отрасль это не спасло.
Член общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов добавил, что сегодня в стране складывается странная ситуация — Минсельхоз, Росрыболовство докладывают Владимиру Путину и Правительству об успехах отрасли, которая одна из немногих в стране даже в коронавирус выросла на 6%. А РКК пишет о том, что все идет не тем путем и без встряски и аукционов российское рыболовство сгниет с головы.
— Знаменитое обращение РРК говорит о том, что рыбная отрасль идет неправильным путем. Либо министр сельского хозяйства планомерно вводит в заблуждение президента, докладывая, что все хорошо, либо собственник РРК в чем-то лукавит, — заметил Климов.
О переводе на аукционно-инвестиционные (когда компания покупает право на квоты и дополнительно обязуется вложиться в инфраструктуру — суда или береговые комплексы) рельсы начали активно говорить в 2018 году, а в конце 2019-го прошли первые аукционы на право добычи различных видов дальневосточного краба. Большую часть квот в итоге забрали московские предприятия, в том числе "Русский краб", владельцем которого, как и собственником РРПК, является Глеб Франк.
Кроме нового перераспределения квот в своем обращении к властям РРПК предлагает ужесточить правила работы в море — изменить правила сбора единого сельхозналога и запретить с 2034 года промысел судами, возраст которых более 30 лет. Интересно, заметил по этому поводу Эдуард Климов, что у самого Росрыболовства сегодня есть три "гордости флота" — учебные суда "Седов", "Крузенштерн" и "Паллада". Они периодически совершают кругосветки со студентами на борту и даже арктические экспедиции. Первому уже исполнилось сто лет, "Крузенштерн" моложе на десятилетие, а "Паллада" как раз достигла предельного возраста — 30.