Мы должны быть готовы к освоению новых ресурсов
Ранее в Петропавловске состоялась стратегическая сессия, посвящённая рыбному хозяйству. Предоставляем слово одному из участников сессии, главе Усть-Большерецкого района Константину Деникееву:
Камчатский край остался регионом с моноэкономикой, получая наиболее значительную часть прибавочной стоимости от добычи и переработки рыбы и морепродуктов. К сожалению, в отчёте по итогам работы рыбохозяйственного комплекса, подготовленного Министерством рыбного хозяйства Камчатского края за 2018 и 2019 годы, я не увидел анализа эффективности использования этих ресурсов. К примеру, хотелось бы узнать количество водных биоресурсов, добытых и переработанных флотом, и – отдельной цифрой – береговыми предприятиями.
Взяв эти показатели, мы смогли бы сравнить флот и береговые предприятия по эффективности переработки одной тонны водных биоресурсов. Под эффективностью я понимаю количество созданных и задействованных рабочих мест, сумму полученных доходов и уплаченных налогов с одной тонны продукции. Для меня очевидно, что тонна водных биоресурсов, переработанная на берегу, даёт больший эффект. Ещё в советские времена была выведена формула, согласно которой добыча и переработка одной тонны рыбы на флоте даёт три рабочих места, а на берегу – десять! С одной тонны сырца флот выработает товаров на 1 рубль, а берег – на 4-5 рублей.
Мне пришлось не один год работать в районе Японии на добыче скумбрии, иваси и сайры. За это время я не видел на японском промысле ни одного крупнотоннажного судна. Там работал только мелкий и средний рыболовный флот, ориентированный на сдачу улова на японский берег. В Японии около 1 500 портов. Практически каждая деревня на берегу имеет причальные сооружения, которые позволяют круглогодично всем рыболовным судам привозить сырьё на берег. Как следствие, свежей рыбой и морепродуктами каждый день в течение всего года снабжается всё население Японии. У нас в крае есть только один подобный порт – в Петропавловске-Камчатском. И мы, жители самого рыбного района Камчатки, вынуждены ехать за треской и минтаем в краевой центр.
Считаю, что камчатскому побережью необходимы полноценные круглогодичные порты, каким был, например, Усть-Камчатск в советское время. В те годы он располагал лоцманской службой, своими буксирами. Там постоянно находился земснаряд. Сегодня ничего этого нет. Уверен, что усть-камчатским рыбакам такой порт был бы крайне полезен, но им не по карману содержать причалы, углублять устье и т. д. Это задача государства. Но знает ли оно о проблемах береговых посёлков, ведь их представители не участвуют в заседаниях Госсовета? На этих заседаниях регионы представляет крупный бизнес, чья концепция развития вряд ли предусматривает интересы жителей побережья.
Я согласен с главой региона в том, что рыбные компании должны активнее участвовать в развитии территорий. Какие условия должны быть для этого? Например, если предприятие создает рабочее место, ему надо компенсировать соответствующие затраты. К сожалению, занятость жителей Усть-Большерецкого района в рыбной отрасли нельзя назвать высокой. В районе проживает немногим более семи тысяч человек. Из них работающими являются 4 200 человек. При этом на путину 2020 года в район прибыло свыше четырёх тысяч сезонников. Почему предприятия завозят рабочих из других регионов? Потому что им не надо платить северные надбавки. Если бы государство взяло на себя выплату этих надбавок в обмен на обеспечение работой местного населения, то в выигрыше были бы и посёлок, и предприятия, и само государство.
Кроме того, рыбаки могли бы внести свой вклад в коммунальное обслуживание населения. В отдалённых территориях Дальнего Востока пресловутый принцип рыночной экономики в ЖКХ не действует. У нас в районе нет ни одной частной коммунальной компании, потому что это невыгодно. В то же время у рыбных компаний есть парк автотехники, которая могла бы решать коммунальные задачи, если бы край компенсировал им эти расходы.
И ещё хочу сказать несколько слов о перспективах промысла как инженер промышленного рыболовства. Камчатка располагает богатыми запасами водных биоресурсов, которые никто не ловит. Компании о них просто не знают, либо нет опыта такого промысла, либо невозможно осваивать эти ресурсы устаревшими судами.
Например, вдоль посёлка Октябрьский есть запасы кукумарии, достаточные для её добычи в промышленных масштабах. Но никто её не добывает. Никто не добывает гребешка на Озерновских свалах, потому что для сохранности сырца требуются лёд, куботейнеры, танки RSV и т. д. Возле полуострова есть запасы ламинарии. Она не такая вкусная, как возле южных Курил или в Приморье, но её много. К югу от Курильских островов много сайры. Там её не ловят зимой из-за продолжительных штормов. Хотя есть способ лова сайры в зимний период, для этого нужны специально спроектированные многофункциональные суда.
Мы должны быть готовы к освоению новых ресурсов, потому что минтая уже сейчас хватает не всем предприятиям, которые ведут морской промысел.