Камчатка должна быть первой не только по началу нового дня (интервью)
Август стал рекордным для Камчатки месяцем по вниманию федеральных властей к развитию региона. Меньше чем за неделю состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с врио губернатора Владимиром Солодовым, а также рабочие поездки в регион премьер-министра Михаила Мишустина, главы Минобороны России Сергея Шойгу и других федеральных чиновников. Они не только определили ключевые проблемы одной из самых отдаленных территорий страны, но и задали направления для развития.
О том, как Камчатка намерена проститься с образом края на отшибе и стать передовым регионом страны, Владимир Солодов рассказал в интервью ТАСС.
— Как пандемия повлияла на экономику Камчатки?
— Базовая отрасль в экономике Камчатского края — это добыча рыбных ресурсов. От пандемии она не пострадала, потому что мы смогли принять вахтовых работников и не допустить среди них вспышек заболеваемости. Для этого провели колоссальную работу и на рыбоперерабатывающих предприятиях, и в системе здравоохранения края.
Мы были готовы провести путину, но случилось сложно объяснимое явление: рыба, особенно горбуша, плохо подошла на путину. Это случилось по всему миру — в Северной Америке, в соседних регионах. Происходят природные изменения, которые мы пока не можем понять. И это гораздо сильнее, чем коронавирус, повлияло на рыбную отрасль. Она недополучила значительную выручку, на которую рассчитывала, поскольку был ошибочный прогноз ученых — завышенный в пять раз.
Две ключевые ставки для развития новой экономики Камчатского края — это туризм и Северный морской путь. Ну и, разумеется, развитие рыбной отрасли, поскольку в отличие от нефти и золота спрос на дикую северную рыбу будет расти. Проблем со сбытом камчатской рыбы нет, трудности есть только с прогнозированием ее подходов и регулированием такого вылова, который создаст устойчивую популяцию на десятилетия вперед.
— Вы сказали, что лососевая путина в этом году оказалась ниже прогнозов, которые давали ученые. Насколько ниже? Каковы ее показатели? Снижение улова ударит по рыболовной отрасли края? Какие меры принимают власти, чтобы эта отрасль не просела?
— В последние годы у нас был очень хороший вылов рыбы, и конечно, сравнение с ними не совсем релевантно. Результат этого года находится на уровне худших выловов за последние десять лет. Недолов по горбуше — четырехкратный, по кете — примерно так же. Что касается мер поддержки, то мы вместе с рыбохозяйственным сообществом очень внимательно смотрим на эти параметры и будем вырабатывать совместные решения. Для меня важно устойчивое долгосрочное развитие рыбохозяйственного комплекса, поэтому мы будем обращаться за поддержкой на федеральный уровень и также сформируем собственную региональную позицию поддержки по этому вопросу.
— Рыбная продукция на Камчатке не сильно дешевле, чем в других регионах.
— Да, не дешевле, но рыбы, икры и крабов такого качества, как на Камчатке, нигде в мире нет. Поэтому некорректно сравнивать свежую, ни разу не замороженную горбушу, которая прямо из моря попала на прилавок, с рыбой в торговых сетях Москвы, которую несколько раз переморозили за время пути. Но это не означает, что нам не нужно снижать цену, — конечно, нужно. И мы твердо намерены это делать.
— С чем же связана высокая стоимость рыбной продукции на Камчатке?
— Объем рыбы, добываемой на Камчатке, очень велик — это треть всего рыбного улова России. А потребляется на территории края лишь его мизерная часть: основной улов либо экспортируется за рубеж, либо отправляется в центральные регионы страны. Добычу львиной доли рыбной продукции ведут крупные компании, которым нерентабельно выделять малую часть своей добычи и везти с рыбоперерабатывающих предприятий в Петропавловск, делая крюк по морю. Дешевле все сразу отправить в Петербург без перевалок, чем отдельно отгружать маленькие объемы для самой Камчатки.
Но мы разработали специальный социальный проект "Доступная рыба", и теперь килограмм горбуши в Петропавловске можно купить за 50 рублей. И речь идет об охлажденной рыбе потрясающего качества, которая ни разу не была заморожена. Проект распространен на горбушу, кальмара, камбалу, минтай — доступные виды морской продукции. Это наш приоритет, мы его будем развивать.
(В сокращении)