Рыбопромышленные холдинги Мурманска и всего Северо-Запада России высказались против сомнительных инициатив
Автор: Валентин Валентинович Балашов – Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна.
В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Владимировича Чибиса с рядом руководителей рыбной отрасли региона. Разговор был интересный и в каком-то смысле судьбоносный. Более того, результаты этой встречи ждут рыбаки из других регионов страны. Региональные рыбацкие союзы и ассоциации по вторникам проводят оперативку и каждый раз задают вопрос, ну как там мурманский губернатор, скажет свое слово или нет? Ситуация в рыбной отрасли накалена, уже пятый год подряд - идет борьба за квоты.
Формальным поводом для общероссийской судовой тревоги является очередное письмо в Правительство России от заинтересованной дальневосточной компании «Русская рыбопромышленная компания» (далее РРПК). По письменным инициативам этой коммерческой структуры под лозунгом «повышения эффективности» по рыбной отрасли страны уже несколько лет «прокладывается скоростное шоссе». По мнению молодых авторов революционных идей, надо на очередном повороте выкинуть кого-то за борт – тех, кто не участвует в «инвестиционном» строительстве. Собравшимся в Мурманске рыбопромышленникам надо было решить – мы «за» или «против» предложенных РРПК-мыслей.
Вопрос на совещании стоял конкретно, о том, у кого придется еще забрать 30% рыбных квот в пользу тех, кто строит рыбопромысловые суда по программе инвестиционных квот, и есть ли в этом какой-то здравый смысл, тем более что под новые суда и береговые фабрики изначально уже предусмотрели 20% дополнительных квот, ну, само собой предварительно отобрав их у других рыбодобывающих предприятий. Необходимо отдать должное крупным рыбопромышленным холдингам Мурманской области и всего Северо-Запада России, которые участвуют в строительстве флота. Несмотря на то, что некоторые из них в результате предлагаемого перераспределения теоретически получают добавку к своим квотам, на данном совещании все консолидировано и принципиально высказались против сомнительных инициатив.
Суть выступлений
Хватит уже реформ в рыбной отрасли, пора остановится и посмотреть, что получилось от предыдущего перераспределения квот, сейчас надо решать другой вопрос, заставить верфи работать, а не срывать сроки строительства судов, тем более, что оплата рыбаками сделана почти на сто процентов.
Малый бизнес, и в частности, рыбаки-прибрежники на совещании умоляли больше не отбирать у них квоты, ибо через несколько лет для них наступит экономический тупик, в котором образуется «охлажденная пустота» на рыбных прилавках магазинов Мурманской области, где раньше обитала свежая треска и пикша Баренцева моря. Упрекать малышей в том, что они не строят новые рыболовные суда, с их то мизерными квотами, да еще в придачу за это у них отобрать эти квоты, было признано неправильным. Мурманские крупные рыбопромышленники в сложившихся обстоятельствах были солидарны с прибрежниками, никому больше не нужна буза с квотами - хватит.
Был на данном совещании один голос «за» предложения «Русской рыбопромышленной компании». Рыбопромышленник-северянин честно сказал, что ему это выгодно. Ну, в общем-то, он не удивил никого из присутствующих.
Отдельная тема – это крабы. Тут предложение РРПК сводится к тому, чтобы оставшуюся историческую квоту на крабов, 50% от общего допустимого улова, в частности, для Северного рыбохозяйственного бассейна, продать на аукционе взамен на постройку новых краболовных судов. Творческая мысль авторов этого «административного фокуса» не была поддержана участниками совещания ввиду полной глупости в постановке вопроса. Дело в том, что в настоящее время уже планируются к строительству на российских верфях под инвестиционные квоты после их продажи на аукционах в 2019-ом году (первые 50% общего допустимого объема добычи крабов) - 10 новых краболовных судов для Севера. Еще почти столько же «неновых» ведут промысел в настоящее время. Для чего строить еще краболовы, если столько крабов в Баренцевом море нет и никогда не будет? Эти бы пароходы загрузить работой. Тут рыбаки и краболовы были солидарны – поддерживать инициативу РРПК это расписаться в собственном безумии. По этому вопросу - «нет». Обсуждали еще налоговые реформы, прибрежные вопросы и то, как дальше жить.