«Седов» обогнул самую северную точку Евразии – мыс Челюскин и достиг 78-й широты в проливе Вилькицкого
После полудня 27 сентября 2020 года учебный парусник Росрыболовства «Седов» прошел мыс Челюскин – самую северную материковую точку Евразии и поднялся до 78 градуса северной широты. Барк взял максимально высокую широту в ходе своей трансарктической экспедиции «Северный морской путь».
Мыс Челюскин – северная оконечность одноименного полуострова, расположенного на севере полуострова Таймыр, и самая северная материковая точка Евразии, Азии и России, а также самая северная точка континентальной суши. Впервые достигнут участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом Семеном Челюскиным.
Мыс омывается проливом Вилькицкого, по которому парусник «Седов» следует в Карское море, оставляя по правому борту архипелаг Северная Земля, а по левому – полуостров Таймыр. Пролив открыт в 1913 году гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана под командованием Бориса Вилькицкого. Пролив стал главной частью Великого морского пути, который позволил свободно перемещаться с Дальнего Востока к Архангельску. Длина пролива Вилькицкого составляет 130 км, а ширина в самом узком месте между мысом Челюскин и мысом Таймыра на острове Большевик — 56 км, наименьшая глубина на фарватере 32 м.
Барк, достигнув 78 градуса северной широты, взял курс юго-западнее, хорошая видимость и спокойное море благоприятствовали безопасному прохождению «Седова» по проливу Вилькицкого – самому сложному отрезка пути с точки зрения ледовой обстановки, в его акватории часто дрейфуют льды.
«У нас есть вся необходимая информация о расположении айсбергов по акватории пролива и оперативные данные по их перемещению. Если встреча ними и состоится, то только по нашему стремлению запечатлеть парусник на фоне ледяной глыбы», – заверил капитан «Седова» Виктор Николин.
Не возникает сомнения в уникальности перехода парусника проливом Вилькицкого и экспедиции через Арктику вообще. Вот как описывала архангельская газета «Северное утро» (№196, 4 сентября 1915 года) встречу в сентябре ледокольных транспортов «Таймыр» и «Вайгач», которые возвращались из экспедиции, открывшей новые земли в Северном Ледовитом океане. «Серенький пасмурный день. С утра накрапывает дождь, но уже к 10 часам набережная вблизи Соборной пристани начинает наполняться народом. Архангельский рейд, несмотря на осень, выглядит как-то приветливо, масса парусников и пароходов, украсившихся с утра флагами. Подходят группы учащихся, которые выстраиваются шпалерами на пристани. Прибывает губернское военное и гражданское начальство, представители города и различных общественных организаций. Минуты ожидания тянутся томительно долго. В 11 часов передается извещение по телефону, что суда уже прошли в Маймаксе мимо завода Амосова. Публика пытливо всматривается вдаль.
Наконец показывается долгожданная экспедиция. Суда яхт-клуба первыми приветствуют дорогих гостей. Ближе и ближе к Соборной пристани. Раздается орудийная пальба – это [военный транспорт] «Бакан» отдает привет доблестным морякам, получая немедленно ответный салют. Вот команда «Бакана» рассыпалась по вантам, и могучее «ура» оглашает архангельский рейд. Первым подходит к пристани «Таймыр», за ним следуют «Вайгач» и «Эклипс». Раздается народный гимн, исполненный оркестром, и неумолкаемое «ура» перекатывается по рядам. Светлой радостью, полны лица, гордостью за отечественных героев».
фото: fish.gov.ru