Нацпрограмма для Дальнего Востока: рыбные кластеры, биржа, верфи
Правительство утвердило национальную программу развития Дальнего Востока до 2035 г. В перечень ключевых отраслей для ускоренного роста экономики включены рыболовство, аквакультура, судостроение.
Председатель правительства Михаил Мишустин утвердил «Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.». Соответствующее поручение в июне дал президент Владимир Путин.
Реализовать программу планируется в три этапа: с 2020 по 2024 гг., с 2025 по 2030 гг. и с 2031 по 2035 гг. Для каждого периода утвердят план мероприятий.
В описательной части нацпрограммы среди конкурентных преимуществ Дальнего Востока указаны наличие в макрорегионе 33% мировых запасов водных биоресурсов и развитие крупнейших промышленных центров судостроения. Отмечен также запуск механизма инвестквот как элемента госполитики по формированию «конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса».
Первый этап
В разделе нацпрограммы, посвященном первому этапу, предусмотрены меры по развитию рыболовства и аквакультуры, логистики, судостроения и инфраструктуры.
Планируется ввести требования по экспорту отдельных видов рыбной продукции через электронную биржу; упростить порядок и сократить сроки проведения государственной экологической экспертизы для аквакультуры; усовершенствовать работу интернет-сервиса «Аквавосток» (в частности, ввести в оборот больше площадей). В рамках госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предполагается стимулирование модернизации существующего и строительство нового промыслового флота, перерабатывающей, транспортно-логистической и портовой инфраструктуры, поддержка аквакультуры, в том числе товарного осетроводства.
В качестве меры поддержки судостроения предполагается создать условия для того, чтобы с 2034 г. вести промысел в водах под юрисдикцей РФ судами российской постройки. Также предусмотрены нулевая ставка налога на добавленную стоимость на все виды судоремонта и механизм субсидирования из федерального бюджета строительства на верфях ДФО судов под крабовые квоты.
В области транспорта и логистики предполагается обеспечить конкурентную стоимость ледокольного сопровождения судов по Северному морскому пути. Кроме того, планируется проработать вопрос создания российского оператора контейнерных перевозок по СМП и строительства портов-хабов в Камчатском крае и Мурманской области, в том числе с участием иностранных инвесторов.
Регионы
В «региональной» части программы в перечне главных факторов, сдерживающих развитие Камчатки, отмечены режим особой охраны ООПТ, а также высокий уровень износа основных фондов и инфраструктуры рыбной промышленности.
Для ускорения развития края планируется ввести в эксплуатацию два рыбоперерабатывающих завода (2020 г.) и построить в Петропавловске-Камчатском международый морской рефрижераторный терминал по комплексному обслуживанию промысловых судов и перевалке рефрижераторных и контейнерных грузов (2027 г.).
В разделе о Приморском крае в качестве конкурентных преимуществ указано участие региона в мировом морском судоходстве и системе мировой торговли стран Тихоокеанского кольца. Авторы нацпрограммы также отмечают мощное развитие предприятий морехозяйственного комплекса, включая судостроение и судоремонт, сетеснастные и другие производства для рыбной отрасли, подготовку профильных кадров и «морскую» ориентацию ДВО РАН.
Предполагается построить в Приморье до 2024 г. два новых современных научно-исследовательских судна неограниченного района плавания для ДВО РАН.
В разделе Хабаровского края одним из конкурентных преимуществ региона назван развитый рыбопромышленный комплекс. В перечне мер по ускорению социально-экономического развития - завершение реконструкции производственных мощностей Амурского и Хабаровского судостроительных заводов.
К конкурентным преимуществам Сахалинской области нацпрограмма относит наличие «крупных, уникального видового состава биологических ресурсов», нерестилищ тихоокеанских лососей, условий для создания рыбоводных хозяйств. А также близость основных районов рыбного промысла к основным портам базирования флота и рыбообрабатывающим центрам.
В числе мер по ускорению развития экономики региона - строительство рыбоперерабатывающего комплекса «Островной» в селе Малокурильское на острове Шикотан (2024 г.) и комплекса по организации выпуска высококачественной рыбной продукции на острове Шикотан (2022 г.).
Отдаленные перспективы
В части нацпрограммы, посвященной перспективам развития до 2035 г., перечислены отраслевые промышленные кластеры, которые будут в приоритетном порядке получать необходимую государственную поддержку на условиях соблюдения требований природоохранного законодательства. Это, в частности, рыбопромышленный, судостроительный и портово-логистический кластеры.
Предполагается, что в Приморском и Камчатском краях, а также на Курильских островах построят рыбоперерабатывающие кластеры, которые обеспечат глубокую переработку не менее 65% добываемых в Дальневосточном бассейне водных биоресурсов. Реализацию отдельных видов рыбной продукции на внутренний рынок и экспорт планируется осуществлять без посредников через специализированную рыбную биржу.
Промысел в ИЭЗ России предполагается вести только на судах отечественного производства. Планируется, что на Дальнем Востоке будут созданы новые и модернизированы действующие судостроительные мощности для обновления крупно-, средне- и малотоннажного рыбацкого флота.
Насколько эти меры соотносятся с привлечением в отрасль инвестиций, обсудили участники онлайн-конференции.