Руководство Камчатского края уделяет рыбному хозяйству приоритетное внимание
2020-й выдался непростым для рыбаков. Чем он нам запомнится и как отразится на будущем? Об этом – в интервью с министром рыбного хозяйства Камчатского края Андреем Здетоветским.
– Андрей Георгиевич, губернатор внес изменения в состав и структуру правительства региона. За ресурсный блок теперь отвечает заместитель председателя правительства Роман Василевский. Однако рыбная отрасль в этот блок не попала. Почему?
– Рыбную отрасль сегодня курируют непосредственно глава региона Владимир Солодов и председатель правительства – первый вице-губернатор Александр Кузнецов. Это говорит о том, что руководство края уделяет рыбному хозяйству приоритетное внимание. Рыбная отрасль остается базовой для экономики нашего полуострова. От нее в значительной степени зависит социально-экономическое развитие Камчатки, определяющее благополучие ее жителей.
– Пандемия затронула все сферы нашей жизни. Рыбная отрасль не стала исключением. Насколько тяжело она переживает этот период?
– Так совпало, что в этом году сошлись два очень неблагоприятных фактора. С одной стороны – пандемия, с другой – неоправдавшийся прогноз лососевой путины в Карагинской подзоне. Компании понесли значительные расходы на мероприятия по борьбе с коронавирусом, не получив от путины ожидаемого финансового результата. Чтобы покрыть убытки, многим пришлось брать серьезные кредиты. Для предприятий западного побережья (прежде всего, Соболевского района) эта путина прошла благополучно, и, хотя они тоже понесли значительные расходы на борьбу с инфекцией, их финансовое положение по итогам путины этого года стабильно.
Мы понимаем, что край недополучит значительную часть налогов в следующем году от рыбной отрасли.
– Сможет ли рыбная отрасль Камчатки в новых условиях увеличить к 2024 году объем своей валютной выручки до 1,2 млрд долларов, как предусмотрено нацпроектом «Международная кооперация и экспорт»?
– Сейчас этот показатель на 2020 год составляет 748 млн долларов США. По данным Федеральной таможенной службы на текущий момент стоимость экспорта водных биоресурсов камчатскими компаниями составила 660,9 млн долларов, что составляет 88,3% (на 16,8 млн меньше прошлогоднего показателя). Мы неоднократно отмечали, что амбициозные планы этого национального проекта не увязаны с возможным изменением ресурсной базы. Как мы видим, всего за два года объем вылова лососей, обладающих значительной экспортной составляющей, снизился более чем в два раза. Кроме того, на международном рынке происходят существенные колебания цен, связанные с последствиями пандемии. Ситуация быстро меняется, ее прогнозируемость оставляет желать лучшего. Предприятиям сложно планировать свою экономическую деятельность в таких условиях. Высокие плановые значения показателей нацпроекта были увязаны с мерами государственной поддержки инвестиционных проектов экспортной направленности. Основные инструменты такой господдержки сформированы только во второй половине текущего года, что также создает трудности для запуска и реализации таких проектов к 2024 году. Возможно, придется корректировать дальнейшие планы с учетом сегодняшних реалий.
– Один из главных рисков лососевой путины этого года связывали с приездом на Камчатку 10,5 тысячи сезонников – потенциальных носителей коронавируса. Опасения оправдались?
– Не оправдались. Благодаря тем мерам, которые принял бизнес, удалось не допустить крупных вспышек заболевания на производстве. Правда, совсем без происшествий не обошлось. Дважды в течении путины на предприятиях возникали опасные очаги инфекции, но компании смогли самостоятельно их локализовать. Заболевшие были вылечены. На данный момент практически все сезонные работники, прибывшие на лососевую путину в Камчатский край, покинули полуостров.
– Но остаются приезжие, которые работают в море. В этом году отмечены вспышки коронавируса на судах двух предприятий – «Лунтоса» и колхоза им. В. И. Ленина. Высоки ли риски на флоте?
– С одной стороны не так высоки, как на береговом промысле. Экипажи судов в силу условий своей работы изолированы от контактов с потенциальными носителями инфекции. С другой стороны, нахождение судна на промысле затрудняет оперативную доставку заболевших в медицинские учреждения, что увеличивает опасность для заболевших рыбаков. Это ставит перед руководством компаний задачу выполнения строгих мер по двухнедельной изоляции и тестированию всех членов экипажей перед выходом судна в море.
Действительно в этом году возникли очаги заболевания на двух камчатских судах. К счастью, обошлось без тяжелых последствий для здоровья рыбаков. Вместе с тем надо учитывать, что возникающие в таких случаях непроизводственные простои судов влекут значительные убытки для предприятий.
– Коронавирус внес коррективы и в план проведения отраслевых конкурсов. В этом году конкурса лучшего по профессии не ждать? «Знатного рыбака Камчатки» тоже не выберут?
– Конкурс «Лучший по профессии» в рыбной отрасли в этом году отменен, так как он является массовым мероприятием и его проведение сопряжено с риском для здоровья людей. Надеюсь, в следующем году мы сможем его провести. Что касается присвоения звания «Знатный рыбак Камчатки», это мероприятие проводится. Собраны заявки. Состоялось заседание комиссии. Идет подготовка необходимых документов.
– Летом этого года в крае стартовал проект «Камчатская рыба» с участием Океанрыбфлота, колхоза имени В.И. Ленина и других рыбных компаний, а также торговой сети «Шамса». Он предлагает нам камбалу, минтай, сельдь, навагу, треску, кальмара. А лосось по доступным ценам будет?
– В рамках проекта была предусмотрена продажа свежей охлажденной лососевой продукции. Но в связи с неблагополучной ситуацией на путине объем, поступивший в продажу, оказался меньше, чем планировалось. Было реализовано порядка семи тонн горбуши по 49,50 рублей за килограмм. Ее поставляли колхоз им. В. И. Ленина, компании «Лойд Фиш», «Народы Севера». Сейчас мы ведем работу по включению в проект позиций свежемороженого лосося. Рассчитываем со следующей путины обеспечивать наших жителей этой продукцией по доступным ценам в течение всего года.
– Почему обеспечение камчатцев рыбой по доступным ценам возможно только в рамках социальных проектов, инициированных региональной властью? Почему это не становится естественным экономическим процессом, учитывая значительные уловы камчатских предприятий?
– Если говорить о торговых сетях, то они работают как раз по естественным экономическим законам, цель которых получить наибольшую прибыль. Отсюда – и цена. Но у них есть альтернатива: колхоз В. И. Ленина, ПК РКЗ продают рыбную продукцию в своих магазинах при оптимальном соотношении цены и качества. Ярмарки местных товаропроизводителей помогают таким предприятиям расширить торговлю, что также отвечает интересам населения.
Вместе с тем, собственные магазины компаний и ярмарки тоже являются коммерческими, хотя и преследуют попутную цель рыбных предприятий по насыщению местного рынка качественной рыбной продукцией по доступным для населения ценам. Проект «Камчатская рыба» – это социальный проект. В нем нет коммерческой составляющей. Рыбаки предоставляют ресурс практически по себестоимости или даже ниже. Сеть закладывает торговую наценку, содержащую расходы на обработку, транспортировку, хранение продаваемого продукта.
На данном этапе проект испытывает некоторые сложности, которые связаны в том числе с сезонностью промысла. Мы ведем его настройку в рабочем порядке. Он уже вышел за пределы Петропавловска-Камчатского, продукцию в его рамках можно приобрести в Елизово, Вилючинске, Мильково. Всего в нем задействовано 24 магазина. Как неоднократно подчеркивал губернатор Камчатского края, проект важный и постоянно действующий. Уверен, что благодаря ответственному отношению его участников он будет развиваться. Хочу, пользуясь случаем, выразить благодарность всем заинтересованным участникам этого проекта.
– Глава Усть-Большерецкого района Константин Деникеев говорит, что жители этого самого рыбного района Камчатки могут легально приобрести треску и минтай только в Петропавловске. До них «Доступная рыба» доберется?
– Насколько я знаю, во многих отдаленных населенных пунктах муниципальные власти совместно с рыбаками находят решения этого вопроса. В Усть-Большерецке и Октябрьском местные перерабатывающие заводы во время летней путины бесплатно предоставляют свежую рыбу различным категориям населения. Рыболовецкие компании, расположенные в отдаленных районах Камчатки, готовы вести работу по обеспечению населения доступной рыбой. Полагаю, что отсутствие результатов такой работы связано не с нежеланием компаний выделить ресурс, а, возможно, с недоработкой районных и муниципальных властей. Значит, они не умеют или не хотят налаживать взаимодействие с социально-ответственным бизнесом.
– Когда колхоз им. В. И. Ленина приобрел суда наливного типа, которые могут доставлять на берег свежий улов, считалось, что на прилавках станет больше парной и охлажденной продукции. Она попадет в ассортимент «Камчатской рыбы»?
– Она уже есть в ассортименте. Но продажа этой продукции требует специального оборудования, к ней более жесткие требования. На прилавках магазинов сети «Шамса» присутствуют свежий минтай и камбала, поставленные колхозом им. В. И. Ленина, по цене 50 и 65 рублей соответственно. Эта рыба доставляется из районов промысла новыми наливными судами, снабженными РСВ-танками, в свежем охлажденном виде, не подвергаясь заморозке и не теряя своего качества. К сожалению, у нашего партнера по проекту – торговой сети «Шамса» – есть только четыре магазина, где можно продавать охлажденную рыбу. В ближайшее время готовим включение в проект охлажденной продукции компании «Камчаттралфлот», которая также приобрела наливное судно, способное доставлять на берег свежий улов.
– Предложение правительства Камчатского края ограничить перевозку икры в личном авиабагаже вызвало общественную дискуссию. Объясняя эту инициативу, ваше министерство приводит такую цифру: ежегодно с Камчатки «улетает» порядка 500 тонн нелегальной икры. Кто это подсчитал?
– Уточню, что мы предлагаем ограничивать перевозку не всей икорной продукции, а только той части, законность которой не подтверждена документами. Согласно нашей инициативе, гражданин вправе взять с собой в поездку до 5 килограммов икры, не предоставляя на нее документы. Но если ему потребуется вывезти больший объем, он должен будет документально подтвердить легальность продукции. Чтобы упростить эту задачу, мы предлагаем объединить информационные базы налоговой службы и Россельхознадзора. Тогда законность происхождения икры можно будет установить по кассовому чеку.
Информацию об объемах вывозимой икры нам передали сотрудники Россельхознадзора, которые ведут мониторинг грузов в аэропорту. По их оценкам, ежегодно в личном багаже граждан с Камчатки вывозится более 500 тонн икры на протяжении ряда лет. В том, что ведется массовый вывоз такой продукции, может убедиться любой посетитель зала вылета аэропорта в Елизово. К сожалению, вылетающие граждане «ведутся» на увещевания организаторов этого трафика, пользующихся пробелом в регулировании правил перевозки. Анализ официального производства икорной продукции на Камчатке говорит, что 90 процентов указанного объема произведено из нелегально добытого лосося. Если перевести эту цифру в улов, то получится порядка 16 – 20 тысяч тонн браконьерски добытого лосося. По нашим оценкам ежегодный ущерб, наносимый России, оценивается суммой с десятью нолями. Решением совещания Секретаря Совета Безопасности РФ Минтрансу России поручено проработать введение необходимых ограничений. Надеемся, что в ближайшее время эта проблема начнет решаться. Параллельно мы ведем с рыбопромышленниками работу, чтобы к моменту введения подобных ограничений на внутренний рынок Камчатки поставлялось необходимое количество икры по актуальным ценам.
– Недавно полиция отчиталась об итогах операции «Путина-2020». В ее рамках из незаконного оборота изъято 33 тонны лосося и 20 тонн икры. Если сравнить эти итоги с цифрами, которые вы сейчас привели, можно сделать вывод, что полиция не работает.
– Я с таким выводом не соглашусь. Полиция делает достаточно много для борьбы с нелегальным промыслом. Ее работа направлена прежде всего на предотвращение преступлений. Это более эффективно, чем допустить незаконный вылов, а потом изъять у браконьеров рыбу и икру.
Надо признать, что в законодательстве остаются большие пробелы, которые позволяют браконьерам часто оставаться без наказания. А когда наказания нет, зато есть высокая экономическая отдача от браконьерства, то незаконный промысел не остановить. И невозможно держать под контролем 100 процентов камчатских рек теми силами, которыми располагают правоохранительные и контрольно-надзорные органы.
Здесь помогут только два решения. Во-первых, менять законодательство в сфере добычи водных биоресурсов. Во-вторых, ужесточать контроль на путях транспортировки рыбной продукции, в том числе в аэропорту.
– В сентябре этого года наш губернатор договорился с сахалинским коллегой о подписании соглашения, которое позволит регулировать промысел транзитного лосося в районе Северных Курильских островов. Большая часть этого лосося идет к западному побережью Камчатки, но мы не знаем, сколько его реально вылавливают северо-курильские компании на путях миграции. Как идет работа над соглашением? Добьемся ли мы запрета промысла ставными сетями на Северных Курилах?
– На сегодня создана рабочая группа по подготовке этого документа. В него включены представители двух регионов. Мы предложили дополнить группу, включив в нее председателя Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимира Галицына и директора ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Петра Шпиленка. На территории заповедника находится Курильское озеро, где воспроизводится озерновская нерка. Руководство заповедника также обеспокоено промыслом, который ведется на Северных Курилах и затрагивает популяцию озерновской нерки. В рамках созданной рабочей группы планируется рассмотреть вопросы мер регулирования и объемов вылова в районе Северных Курил и закрепить их в соглашении.
Что касается возможного запрета ставных сетей на Северных Курилах, то это другой вопрос. Целесообразность такого запрета обусловлена массовыми нарушениями, которые ежегодно фиксируются пограничниками. Решение этого вопроса возможно внесением соответствующих изменений в Правила рыболовства.
– Транзитный лосось идет не только на Камчатку, но также в реки Хабаровского края и Магаданской области. Эти регионы принимают участие в разработке соглашения с Сахалинской областью?
– Пока мы не видим большого интереса с их стороны к решению данной проблемы.
– В этом году на Камчатку во второй раз прибыл атомный лихтеровоз «Севморпуть», чтобы вывезти рыбную продукцию в Санкт-Петербург по Северному морскому пути. Но он едва ли был загружен наполовину. Не выгоднее ли использовать на этой транспортной линии суда меньшего тоннажа, как это делает Доброфлот?
– Лихтеровоз был загружен не на половину, а полностью. На него было погружено 205 рефконтейнеров общим весом 5,3 тысячи тонн. На этой транспортной линии можно и нужно использовать различный флот. Преимущество лихтеровоза «Севморпуть» в том, что он принадлежит государственному предприятию ФГУП «Атомфлот». Государство взяло на себя часть затрат по организации этого рейса. Если камчатские компании приняли участие в данном проекте, значит, они посчитали это выгодным для себя. Тем не менее, необходимо продолжать работу по созданию привлекательных условий использования данного транспортного коридора. Предстоит решить ряд вопросов, чтобы сделать Северный морской путь более эффективным. В первую очередь, надо обеспечить грузопоток в обоих направлениях, а также решить вопрос с закупкой оператором парка рефконтейнеров. Это позволит значительно снизить стоимость транспортировки. Важно также понимать потребность рынка в этой рыбе. Учитывая внимание к развитию СМП высшего руководства страны, уверен эти вопросы будут решаться.
– Глава региона инициировал разработку новой стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2035 года. Готов ли ее проект?
– Ее разработка идет по плану. Работа ведется под эгидой ВАРПЭ. Коллективом авторов подготовлены аналитические материалы, в которых определены основные направления развития рыбохозяйственного комплекса Камчатки. Эти материалы дорабатываются с учетом предложений Минрыбхоза и других заинтересованных участников. До конца года планируется провести доработку проекта стратегии в рамках еще двух стратегических сессий как минимум. Надеюсь, что в декабре мы увидим окончательный вариант этого документа.