«ГЛОНАСС» подводит итоги эксперимента по контролю холодовой цепи
Как сообщал ранее Россельхознадзор, завершился эксперимент по сквозному контролю температурного режима при транспортировке скоропортящихся грузов. Указанная работа проводилась в рамках реализации Плана мероприятий, утвержденного поручениями Правительства Российской Федерации (от 01.08.2019 № МА-П9-6562 и от 03.06.2020 № АБ-П9-6007). По итогам проекта эксперты АО «ГЛОНАСС» подготовили и направили в Россельхознадзор отчет о результатах его проведения.
Практическая часть эксперимента длилась четыре месяца (с конца июня по октябрь 2020 г.). За это время участники произвели семь масштабных перевозок скоропортящихся продуктов, контроль соблюдения температурных условий осуществлялся в 17 контейнерах. Два из семи «проездов» были реализованы в формате мультимодальных грузоперевозок: автомобильным и железнодорожным транспортом. Общий пробег грузов под температурным контролем составил 145 785 километров. Максимальное время контроля соблюдения температурного режима – 32 дня, 23 часа и 22 минуты (маршрут г. Артем Приморского края – г. Санкт-Петербург).
Для сбора и обработки информации, содержащей координатно-временные и температурно-влажностные параметры, использовалась автоматизированная система мониторинга на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» («АСМ ЭРА»). Она обеспечивала информационное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») в соответствии с требованиями Россельхознадзора. В ходе каждой перевозки у участников эксперимента и регуляторов была возможность через веб-интерфейс «АСМ ЭРА» наблюдать за перемещением транспортных средств или контейнеров со скоропортящимися грузами, отслеживать соблюдение заданного температурно-влажностного режима.
В процессе перевозки для оценки корректности работы датчиков производились тестовые нарушения температуры грузов. Все подобные случаи были успешно отражены в системе, данные об изменениях режима переданы логистическим операторам. Таким образом, перевозчики в online формате получали информацию о критических событиях и могли оперативно реагировать на нарушения температуры, сохранив необходимые параметры перевозки.
Результаты эксперимента позволяют предположить, что сквозной контроль за температурой перевозки скоропортящихся грузов даст возможность отказаться от ветеринарно-санитарного осмотра перевозимого груза на оконечном и промежуточных пунктах.
Важным аспектом проекта является способность системы предоставлять данные о температурно-влажностном режиме не только логистическим операторам, но и всем остальным участникам процесса поставки – производителям товаров и ритейлу. Это обеспечит контроль за всей цепочкой перевозки «скоропорта», гарантировав качество конечной продукции.
Полученные в ходе эксперимента данные также позволяют сделать вывод о необходимости масштабирования технологии контроля холодовой цепи на все перевозки скоропортящихся грузов.
Для решения одной из главных задач государства – обеспечения продовольственной безопасности России – по результатам эксперимента рассматривается возможность создания мобильного приложения для граждан. Приложение поможет узнать, осуществлялся ли мониторинг температурного режима при перевозке конкретного продукта, и были ли допущены критические нарушения температуры. Такой сервис даст человеку возможность аргументированно принимать решение о покупке самых чувствительных к нарушениям условий транспортировки продуктов: овощей, фруктов, рыбы и т.п.
Кроме того, сквозной контроль холодовой цепи при транспортировке товаров является одной из приоритетных задач транспортно-логистической отрасли. Автоматизированное отслеживание качества реализуемого «скоропорта» позволит гражданам быть уверенными в безопасности приобретаемой продукции, а бизнесу избежать расходов на утилизацию испорченных в процессе перевозки товаров и перекладывания на ритейл ответственности за качество доставляемых скоропортящихся продуктов. В дальнейшем тиражирование данной технологии обеспечит переход от устаревшего физического контроля перевозок скоропортящихся товаров к современному риск-ориентированному подходу при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Логистическую составляющую эксперимента координировал центральный аппарат Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС). Участие в проекте приняли партнеры АО «ГЛОНАСС», логистические операторы ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы», ООО «Полярная звезда» (до октября – ООО «Аврора-Логистик»), ООО «МТ Рефтранс», ООО «Дальрефтранс». При организации контроля температурного режима перевозимых грузов были задействованы разные типы навигационно-связного оборудования. Широкий круг участников позволил протестировать несколько схем размещения и корректность работы датчиков в сформированных схемах.
«Результаты эксперимента показали, что технологии АО «ГЛОНАСС» (и в частности – система «АСМ ЭРА») могут применяться для обеспечения контроля соблюдения температурного режима при транспортировке «скоропорта». Мы готовы взять на себя роль оператора такой общероссийской системы: успешный пятилетний опыт развития ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и другие крупные проекты являются подтверждением наших компетенций.
Важно, что эксперимент продемонстрировал наличие на рынке большого количества решений в области навигационно-связного оборудования, различных как по техническому воплощению, так и по ценовой политике. АО «ГЛОНАСС» готово к взаимодействию со всеми производителями, чьи устройства соответствуют требованиям регулирующих органов. И еще один значимый аспект: участие в проекте перевозчиков - членов АСОРПС было добровольным.
Это означает, что на рынке грузоперевозок есть добросовестные компании, открытые к контролю и заботящиеся о качестве продукции. Благодаря показаниям системы во время проездов они корректировали малейшие отклонения от параметров и совершенствовали работу своих холодильных установок», – рассказала Александра Аронова, заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС».