{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

В прилове крупные проблемы

25 декабря 2020 12:51

Когда не радуют сюрпризы

Минувший год вряд ли кто проводит добрым словом. Невидимый глазу вирус тяжелым катком прошелся по экономике страны. Непросто пришлось и рыбакам. Однако, как сообщил недавно глава Росрыболовства Илья Шестаков, год отрасль отработала стабильно. Не остались в прогаре и компании Союза рыбопромышленников Севера: их доля в общем объеме улова по Северному бассейну на промысле донных видов рыб в Баренцевом море (треска, пикша) составила 60 процентов, пелагических (селедка, скумбрия, путассу) - более 40, на рыбалке в Северной Атлантике - более 45. Эти цифры прозвучали вчера на пресс-конференции в СРпС.

- Год и так-то выдался сложным, а пандемия усугубила проблемы в несколько раз, - констатировал генеральный директор Союза Константин Древетняк. - Но компании действительно отработали стабильно, поскольку у нас не было другого выбора. Мы в любом случае должны были реализовать квоты, выделенные предприятиям, чтобы в следующем году иметь возможность приступить к стабильному освоению новых.

Как отметила заместитель председателя правления СРпС Ирина Мокерова, год уходящий преподнес промысловикам и судовладельцам немало сюрпризов, которые приятными никак не назовешь. Справиться помогли терпение и рыбацкая привычка стойко переносить трудности.

- И рыба вела себя непредсказуемо, - посетовала Мокерова, - и пандемия поменяла устоявшиеся правила, внесла немало хлопот в нашу деятельность. Тем не менее результаты есть, и достаточно хорошие. Можно сказать: мы справились.

О непредсказуемости рыбы много говорили в этом году капитаны промысловых судов. К примеру, флот компании «Робинзон» апрель и сентябрь практически стоял на Фарерах, потому что не было промысловой обстановки. Случалось, как в феврале, что из 18 дней 16 выдались штормовыми. Причем шторма были не просто жесткими - ураганными. В сентябре на тех же Фарерах невозможно было брать путассу - она оказалась настолько мелкой, что часть районов вокруг островов рыбоохранные власти закрыли. И лишь с 10 декабря в тралы пошла нормальная, кондиционная рыба.

Чего стоит защита от вируса

- Пандемия вызвала у судовладельцев какие-то финансовые накладки? - задали журналисты вопрос. - Тестирование экипажей, изоляция моряков до и после рейса, обработка и снабжение судов в связи с вирусом - дорого все это обошлось?

- Конечно. У компаний появились огромные затруднения, в том числе и финансовые, - ответила Ирина Мокерова. - Вовремя произвести смену экипажей, как раньше, стало практически невозможно. Так же, как и привычную ранее досылку людей на судно. Рейсы задерживались порой до двух месяцев - из-за требований норвежских и фарерских санитарных властей. Стало срываться обычное планирование на промысле, появились недоловы, ко всему этому прибавились случаи болезни членов экипажей. Все вместе ощутимо деформировало картину промысла. А уж финансово подсчитать все эти потери в полной мере удастся, видимо, лишь впоследствии.

В копеечку влетело компаниям и устройство в обсерваторы рыбаков, которые заходили в Мурманск и уходили отсюда на промысел. Сейчас судовладельцы предпочитают за две недели до выхода в рейс организованно отвезти команду на сдачу тестов ПЦР в клинику, потом «чистых» моряков заселять в обсерватор (его роль выполняют региональные санатории) и уже оттуда везти прямо в Норвегию на смену экипажа. Такая система, конечно, позволяет гарантировать прибытие на борт здоровых членов команды, но, как признаются главы рыбацких компаний, обходится очень недешево. Рыбаки в обсерваторе живут в условиях гостиницы, им доставляют прямо в номера качественную еду, там комфорт, полное медицинское обеспечение, правда, выйти погулять не получится. И стоит это рыбодобывающим фирмам миллионы. Но владельцы на это идут - все понимают, насколько важно уберечь экипажи от опасной заразы.

- Компаниям пришлось строить свою работу по-новому, - уточнил Константин Древетняк. - Если раньше, к примеру, часть экипажа в иностранном порту можно было задействовать на разгрузке на другом судне, то сейчас - никаких контактов. Очень строгая изоляция.

В общем, пандемию предприятия СРпС пока переживают без потерь. Согласно требованиям правительства области в указанные сроки судовладельцы обеспечили траулеры и предприятия необходимыми средствами защиты. Для экипажей были четко организованы изоляционные меры. Также соблюдались все условия бесконтактной выгрузки продукции с целью защиты упаковки и содержимого от инфицирования.

Акты ставят суда на прикол

Однако никакая пандемия текущих проблем не отменяет. А в нынешнем году рыбаки столкнулись еще с одной, которая на первый взгляд кажется абсурдной. Но разрешить ее никак не удается.

Мурманских прибрежников лихорадит с начала сентября, когда контрольно-надзорные органы предупредили их о запрете шкерить добычу в море. То есть заниматься тем, что рыбаки делали испокон веку: подняв рыбу на борт, сразу потрошили ее, внутренности и голову выбрасывали. Иначе улов до берега невозможно было довезти. Однако в начале сентября Пограничное управление ФСБ России по Западному арктическому району уведомило северян, что «в режиме прибрежного рыболовства любые операции с уловом, включая потрошение и обезглавливание рыбы, противоречат законодательству». Первично обработанный улов стражи границы сочли «продукцией, готовой к употреблению». Но ведь даже технический регламент предписывает рыбакам пойманную рыбу тут же обескровить, выпотрошить. Если не провести первичную обработку в море, она просто протухнет. А у прибрежников в среднем рейсооборот составляет 7-10 суток.

- К нам в Союз сигнал от пограничников, где они написали, что мы нарушаем закон, поступил еще в августе, - напомнил Константин Древетняк. - Хотя все и понимают, что порядок, когда рыба шкерилась и обезглавливалась, в море был установлен не нами, а очень и очень давно. Наш Союз тут же отреагировал, сообщил свою позицию по этому вопросу всем инстанциям - Минсельхозу, Росрыболовству, региональным властям и так далее. Мы не собираемся нарушать законы. А потому вопросы должны быть не к рыбакам, а к законодателям, которые эти нововведения устанавливают. Но уже в начале ноября появились первые акты от пограничников в адрес рыбаков, которые, по их мнению, нарушили закон - шкерили рыбу на борту в море. Ну а далее дорожка может повести в известном направлении: акт, протокол, суд - и гигантские штрафы, которые способны разорить любую компанию.

Суть проблемы - в отсутствии в существующем законе о рыболовстве разграничения понятий «обработка» или «обработанные водные биоресурсы» и «производство продукции из водных биоресурсов». Союз рыбопромышленников в ноябре направил свои поправки в проект закона о рыболовстве в сфере прибрежного промысла, касающиеся решения этого вопроса. Сейчас рыбакам по-прежнему неуютно: восемь предприятий СРпС, что называется, находятся в подвешенном состоянии: от пограничников по итогу осмотра судов продолжают поступать акты, часть «прибрежки» из-за этого стоит на приколе.

Правда, есть обнадеживающая новость: в январе Госдума запланировала обсудить данный законопроект. Возможно, возобладает здравый смысл.

Как уже сообщал «Мурманский вестник», сенатор Константин Долгов по поручению губернатора Андрея Чибиса в составе группы соавторов внес в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части регулирования прибрежного рыболовства». Принятие закона поможет разрешить ситуацию, связанную с неоднозначной трактовкой различных норм законодательства при осуществлении прибрежного рыболовства.

Как отметил Константин Долгов: наша задача – обеспечить поступление как можно большего количества свежей, хорошей рыбы на внутренний рынок, в Мурманскую область. Губернатор обозначил ее в качестве одной из приоритетных. Со своей стороны, мы помогали ему на площадке Совфеда.

Он также сообщил, что проведены серьезные консультации с участием губернатора Андрея Чибиса, представителей Совета Федерации и Госдумы, профильных ведомств, Росрыболовства, Минсельхоза, Пограничной службы.

Что ж, хочется верить, что новый год принесет необходимую ясность в этом весьма злободневном вопросе.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>