Последние события по спорам между рыбаками-прибрежниками и контролирующими органами
Для понимания этого материала важно знать контекст событий последних шести месяцев.
- Если кротко: есть два основных вида квот, дающих право на вылов рыбы — «прибрежная» и «промышленная». При этом рыба — долларовый товар, на который всегда есть международные покупатели с валютой.
- Одно из важнейших отличий «прибрежной» квоты — она дает право на дополнительные 20 процентов к объему вылавливаемой рыбы.
- Но есть серьезное ограничение: такая рыба вообще не должна перерабатываться на борту судна, а должна доставляться в местный порт и поступать на местные же рыбфабрики, обеспечивая местное население работой, да и свежей рыбой.
- Но с этой логикой не согласны рыбаки: путь с зоны лова до Мурманска вдоль залива занимает много времени, и за это время рыба просто испортится, — прим.
История о разночтениях законов рыбопромышленниками и контролирующими органами в Заполярье получила новый виток после заседания правовой комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса 4 февраля нынешнего года, прошедшего при участии силовиков и представителей рыбацкого бизнес-сообщества.
Проблема кроется в том, что рыбаки руководствуются своими техрегламентами, которые предписывают им потрошить и обезглавливать рыбу не позднее 3 часов с момента вылова, а федеральный закон «О рыболовстве» не разрешает обрабатывать рыбу, выловленную по прибрежной квоте.
В итоге некоторые рыбаки-прибрежники решили переждать устранение законодательных пробелов у причальной стенки, а некоторые идут на риск, но все-таки работают. За происходящим наблюдает региональное погрануправление ФСБ, которое, видимо, понимая неоднозначность ситуации, ни одну компанию пока не оштрафовало.
Предложения по изменениям в законодательство о рыболовстве, подготовленные еще в конце 2020 года мурманскими властями при участии бизнеса, не прошли правовую экспертизу в Государственно-правовом управлении Администрации Президента и были отправлены на доработку. Однако уже в конце января 2021 группой инициативных депутатов Госдумы подготовлена новая редакция федерального закона, призванная устранить имеющиеся разночтения.
На прошедшем заседании Правкомиссия обсуждала законодательные нововведения для рыбной отрасли, которые будут касаться северной «прибрежки». Некоторые выступающие связали с постоянными переносами рассмотрения законопроекта рост социальной напряженности в регионе. По их мнению, рыбаки в Мурманске лишаются возможности зарабатывать, а берег не видит свежей рыбы.
Считается, что в таких условиях многим компаниям выгодно уйти в промышленную квоту, где нет четких механизмов доставки рыбопродукции в отечественные порты. При этом граничащие с шантажом угрозы «увести свои суда» в норвежские порты, поступающие от некоторых промышленников, вряд ли будут реализованы, так как законом предусмотрена обязанность доставлять морепродукты, выловленные в российской экономической зоне, в порты нашей страны.
Что касается «прибрежки», то об её проблемах как раз больше всего говорят представители компаний, ведущих промышленное рыболовство, и руководители различных рыбацких правозащитных организаций. Особое внимание этому вопросу уделяет председатель Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов, который чуть ли не лично объездил все крупные и мелкие магазины Мурманска в поисках охлажденки. Как он писал в своей авторской колонке, такой ситуации со свежей рыбой в городе не было даже во времена войны.
При этом никто не задумывается о том, что поставкой рыбы в мурманский порт должны заниматься не только прибрежники.
Множество рыбацких компаний, ведущих промышленный лов на Севере, отправляют вылов на экспорт.
Даже в рамках «прибрежки» умудряются сначала привезти рыбу по прибрежной квоте в Мурманск, формально соблюдая требования закона, а потом экспортируют «охлажденку» уже в переработанном виде.
Заявления о том, что Север остался без рыбы из-за действий контролеров выгодны лишь предпринимателям, продолжающим вывозить рыбу в промышленных масштабах за границу в погоне за валютной выручкой.
Именно на это направлена умелая и дорогостоящая информационная кампания, выразившаяся в обвинении пограничников, рыбнадзора и других контролеров в развале рыбной отрасли Мурманской области. В кампанию вовлечены и экипажи судов, которых уговорами, угрозами или обманом заставили подписаться под коллективными требованиями об изменении законодательства.
На самом же деле все иначе. Государственные органы не могут игнорировать требования нормативных актов, в связи с чем в ходе заседания Правкомисии представителем погранслужбы ФСБ были озвучены предложения: конкретизировать виды действий с уловами прибрежного рыболовства (потрошение, обезглавливание и обескровливание), а также установить обязательства рыбодобытчиков по доставке биоресурсов именно на предприятия и в торговые сети субъектов РФ.
При этом сами владельцы рыбного бизнеса не вносят никакого конструктива, на что, кстати говоря, обратила внимание зампред Правительства Виктория Абрамченко.
То есть на практике выходит, что усилия государственных органов как раз и направлены на увеличение количества рыбы, обрабатываемой и продаваемой в регионе. Многочисленные же статьи и новости об убытках рыбаков Севера, связанных с действиями контролирующих органов, связаны лишь с попыткой переложить ответственность с больной головы на здоровую.
Количество рыбы на прилавках мурманских магазинов уменьшается отнюдь не из-за недостатков законодательства, а из-за стремления отдельных, совсем не бедных, бизнесменов обогатиться еще больше.
Ранее: