Лоцманская служба под эгидой государства сможeт стать мировым брeндом
Нeобходимость государствeнного контроля за лоцманской службой принципиально диктуeтся задачами экологической безопасности
Лоцманская служба России под эгидой государства, выполняя одноврeмeнно задачи обeспeчeния экологической безопасности, сможeт стать мировым брeндом, – считаeт экспeрт, координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова.
“В мае нас ожидает знаковое международное событие – председательство Исландии в Арктическом Совете перейдёт к Российской Федерации на период 2021-2023 гг. Основу Арктического Совета, этого ведущего межправительственного форума, составляет арктическая восьмёрка стран – членов Совета: Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия. Ряд неарктических стран являются наблюдателями.
Глобальным фактором арктической повестки, объединяющим всех, является экологическая безопасность и природоохранная деятельность в Арктике. На основании ст.234 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) Россия обеспечивает безопасность мореплавания и охрану окружающей среды в акватории Севморпути. Планы по развитию этого национального транспортного коридора изложены в ряде документов долгосрочного стратегического планирования.
Ключевым аспектом развития СМП является государственный контроль за международным судоходством в российских водах и безопасность мореплавания, от чего напрямую зависит экология Арктики. По статистике из всех аварий морских судов в Мировом океане 90% происходит в прибрежной зоне, большая часть из них в проливах и узкостях, а 70% из них – в портах и на подходах к ним. И здесь необходимо сказать о лоцманских службах, которые в зарубежных морских странах имеют давние традиции и регулируются отдельным законом.
Мировой тренд в организации лоцманской проводки сегодня – это государственные лоцманские службы либо некоммерческие организации лоцманов, что обеспечивает отсутствие конкуренции на одной акватории и контроль государства за лоцманской проводкой. Так обстоят дела и в странах Арктической восьмёрки. К примеру, в Норвегии, Швеции, в Финляндии лоцманские службы государственные. В других странах есть практика федеральных и муниципальных лоцманов (США, Канада).
Работа лоцманов относится к сфере публичных интересов государств в части обеспечения безопасности мореплавания в национальных акваториях и сохранения водной среды жизнеобеспечения человечества. В своих оценках и действиях лоцманы должны быть независимы от влияния коммерческих интересов частных лиц – судовладельцев, грузовладельцев, владельцев терминалов.
Именно благодаря эффективной организации и развитию своих лоцманских служб прибрежные страны участвуют в глобальной миссии по предотвращению аварий, разливов и загрязнений на море. В основе лежит принцип универсального обслуживания – безопасная и эффективная лоцманская проводка в равной степени без какой-либо дискриминации для всех пользователей портов.
«Конечным выгодополучателем лоцманской услуги является государство и его народ», – такова позиция Европейской и Международной ассоциации лоцманов (EMPA и IMPA). В данном случае важна консолидация усилий в части недопущения коммерциализации лоцманских служб и рыночной конкуренции среди них на одной акватории лоцманской проводки.
В международно-правовом поле лоцманская деятельность осуществляется в рамках целого ряда конвенций ООН, резолюций ИМО, позиции Европейской и Международной ассоциации лоцманов. Среди основных документов – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., часть XII которой посвящена защите морской среды (ст.192, 235,218 и 219), Резолюция ИМО А.159 (ES.IV), рекомендующая государствам–членам ИМО организовать у себя систему лоцманского обслуживания наиболее эффективным способом, резолюция ИМО А.960, регламентирующая подготовку, квалификацию и порядок работы морских лоцманов, а также резолюция ИМО А 1081, которая содержит рекомендации по работе лоцманов открытого моря на Балтике.
В 2020-м году на рассмотрение Государственной Думы был внесён проект федерального закона о создании государственной лоцманской службы России, как это в том или ином виде есть у наших партнёров в Арктическом Совете. Его принятие позволит полностью поставить под контроль государства лоцманское обеспечение во всех морских портах РФ, в том числе работу лоцманов открытого моря, деятельность которых необходима для обеспечения ледовой лоцманской проводки на акватории Севморпути, но пока нормативно недостаточно урегулирована.
В лоцманском секторе накопилось много вопросов, не урегулированных в правовом отношении. В Кодексе торгового мореплавания РФ регулированию деятельности морских лоцманов посвящена отдельная глава, но в нём отсутствуют требования к лоцманским организациям, обеспечивающим процесс лоцманской проводки. Нет их и в подзаконном акте – Положении о морских лоцманах.
КТМ РФ перенял структуру КТМ СССР, который также не регулировал деятельность лоцманских организаций, но отсылал к «Положению о государственных морских лоцманах», в соответствии с которым «Государственные морские лоцманы входили в состав лоцманских служб» (п.2), находящихся «в подчинении капитанов морских портов» (п.3). В СССР в правовом плане не существовало морских лоцманов вне лоцманских организаций, и весь процесс лоцманской проводки был полностью подконтролен государству. В нынешнем законодательстве России правовое регулирование деятельности морских лоцманов и деятельности лоцманских организаций практически никак не связано, что фактически выводит из-под контроля государства процесс лоцманской проводки.
Помимо необходимости чёткой правовой регламентации лоцманского сектора основная идея здесь – создать в современной России свою единую современную высокотехнологичную Лоцманскую службу и позиционировать её как мировой российский бренд, которым наша страна сможет гордиться. В данном вопросе именно такая высокая планка должна стоять для России как одной из ведущих морских стран на карте мира, страны, которая должна быть лидером и законодателем мод в мировой морской политике.”