Есть ли альтернатива у инвестквот
Первый раунд программы инвестквот завершается. Она показала свои преимущества. Но недостатки тоже есть. Можно ли найти альтернативы этой программе, которые позволят сохранить курс на инвестиции, избежав потерь для отрасли?
Инвестиционные квоты – государственная программа поддержки проектов рыболовецких компаний, направленных на развитие отрасли. Впрочем, поддержка неоднозначная. Ведь сначала (в 2017 году) государство отрезало от общей ресурсной базы российского рыболовства порядка 20 процентов, пообещав вернуть эту долю только тем, кто согласится вложить деньги в строительство судов и заводов. Все, что было построено ранее, в расчет не попало. Так что приобретения, которые в итоге получил бизнес, сопряжены с потерями.
В 2020-м компании, получившие инвестиционные квоты, смогли впервые приступить к их освоению. А на горизонте уже маячит второй раунд этой программы, который, как и первый, начнется с урезания ресурсов, чтобы выкроить новые инвестиционные квоты.
Возможные варианты развития событий обсуждались 11 февраля на заседании Камчатского рыбохозяйственного совета, которое вел губернатор Владимир Солодов.
Как отметил глава региона, первый раунд инвестиционных квот дал конструктивный результат: компании стали активнее вкладывать деньги в свой флот и береговые мощности. Участниками этой программы стали 11 камчатских предприятий. Заключены контракты на строительство пяти заводов и 17 судов. Однако есть и негативные последствия.
По прогнозам Министерства рыбного хозяйства Камчатского края, первый раунд приведет к тому, что камчатский регион потеряет почти 15 процентов исторических квот. По итогам двух раундов может быть «отминусовано» почти 40 процентов (до 500 тысяч тонн при самом неблагоприятном сценарии). Механизм инвестиционных квот предполагает изъятие ресурсов у всех компаний без учета нагрузки, которую они несут по инвестиционным обязательствам.
«Мы понимаем, что дополнительное перераспределение неизбежно приведет к ухудшению инвестиционного климата, состояния отрасли и подорвет ориентацию на долгосрочное развитие», – сказал Владимир Солодов.
Вместе с тем губернатор отметил высокую вероятность дальнейшего пересмотра исторического принципа, чтобы стимулировать инвестиционную активность. Возможно ли это сделать, не сокращая исторические квоты, как предусмотрено программой инвестквот? Руководство Камчатского края считает, что возможно, и предлагает «инвестиционный норматив».
«Нужно зафиксировать объем инвестиций, которые компании могут осуществить в зависимости от своих квот. Если компания уже реализовала инвестиционное решение в прошлый период или готово это сделать, то исторические квоты, которые за ней закреплены, должны сохраниться. Если такой готовности у компании нет, то часть ее квот (незначительная, чтобы не подорвать основную деятельность предприятия) может быть перераспределена по инвестиционным принципам. Такой подход позволит обеспечить стабильный долгосрочный доступ к водным биоресурсам по справедливым понятным принципам и одновременно стимулировать инвестиционную деятельность», – объяснил суть этого предложения Владимир Солодов.
О возможных механизмах «инвестиционного норматива» рассказал министр рыбного хозяйства края Андрей Здетоветский: «Пользователю квот будет предложено взять на себя обязательство реализовать инвестиционный проект, отвечающий задачам модернизации отрасли, в масштабах, сопоставимых с объемами его квот. Для определения величины каждого конкретного проекта необходимо рассчитать экономически оправданный норматив инвестиций на условную тонну квот по каждому инвестиционному направлению».
По словам президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий Германа Зверева, который также принял участие в работе КРХС, рыбацкое сообщество готово поддержать этот проект с некоторыми уточнениями.
«Инвестиционный норматив должен предполагать управленческий горизонт до 5 лет. Невозможно определить норматив ежегодных инвестиций, так как в соответствии с правилами бухгалтерского учета капиталовложения осуществляются неравномерно, – отметил Герман Зверев. – На мой взгляд, инвестиционное соглашение должно заключаться между рыбопромышленным предприятием и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта федерации, а не Федеральным агентством по рыболовству. В качестве долгосрочных вложений должны учитываться не только инвестиции в обновление фондов предприятий, но и в развитие социально-культурной, бытовой инфраструктуры региона для создания комфортных условий жизни местного населения.
Также важно учесть инвестиции во внеоборотные активы, к которым могут относиться финансирование научно-исследовательских работ, подготовка кадров. Эти вложения работают на развитие социального капитала территории, ее научного потенциала.
В качестве законодательной основы «инвестиционного норматива» предлагаю использовать федеральный закон о защите и поощрении капиталовложений № 69 от 1 апреля 2020 года. Он предусматривает меры поддержки для предприятий, реализующих инвестиционные проекты. Причем учитываются проекты, реализация которых началась до вступления в силу этого федерального закона, но не ранее 7 мая 2018 года.
Если «инвестиционный норматив» подкрепить соглашениями об инвестиционных проектах, подпадающих под действие данного закона, это создаст запас прочности рыбакам в диалоге с Федеральным агентством по рыболовству о будущем инвестиционных квот».
Владимир Солодов согласился с этими предложениями: «Сейчас нам важно доформулировать принципы, внести корректировки и в одном ключе двигаться по их закреплению в документах».
«Моя позиция предельно ясна – нам нужно прилагать все усилия, чтобы обеспечить для предприятий Камчатского края стабильный, устойчивый доступ к водным биоресурсам», – подчеркнул губернатор.