Ученые из Океанографического института в Вудс-Хоуле (США) с коллегами из разных стран собрали данные о содержании цезия-137 в северной части Тихого океана после марта 2011 года. Его уровень и без того был повышен вследствие ядерных испытаний начала 1960-х и составлял один-два беккереля на кубометр воды. После аварии показатель резко вырос до 68 миллионов беккерелей, после чего в течение четырех лет плавно падал.
Выяснилось, что береговые и океанские течения отнесли массу зараженной воды от берегов Японии к востоку, далее к Аляске и оттуда, обогнув Северо-Американский континент, в 2015 году радиация добралась до берегов Калифорнии. Распространение радиоцезия южнее было заблокировано течениями.
Уже через две недели после аварии цезий-137 обнаружился в пробах воды на глубине пятьсот метров, в апреле — пять километров. Учитывая, что места измерений расположены в километре и двух километрах от берега, течения не могли так быстро его туда отнести. Значит, делают вывод авторы работы, изотоп принесен ветрами.
К 2015 году в гавани префектуры Фукусима всего один процент выловленной для изучения рыбы содержал повышенное количество цезия-137 (более ста беккерелей на килограмм мяса). Однако отдельные экземпляры были заражены аномально. Значит, полагают ученые, из аварийных реакторов продолжаются утечки жидких радионуклидов. Впрочем, заграждения мешают выйти зараженной рыбе в открытый океан.
Уровень радиоактивного цезия в океане после аварии на "Фукусиме-1" постепенно падал в течение нескольких лет
Стоит ли бояться трития
Воду для охлаждения реакторов и ОЯТ на "Фукусиме-1" качают из океана, после контакта с высокорадиоактивным топливом ее очищают от опасных радионуклидов, за исключением трития, и помещают в емкости. На территории АЭС хранится сейчас более миллиона тонн воды в 960 цистернах. Как пишут СМИ со ссылкой на представителей TEPCO, через три года эти возможности будут исчерпаны, и предстоит решать, что делать с водой дальше. Не исключено, что оптимальным вариантом будет слить ее постепенно в океан, если не найдется другое решение.
Период полураспада трития — 12,3 года. Он служит источником бета-излучения, которое задерживается верхним слоем кожи человека, и, в отличие от ионизирующего, не повреждает клетки и генетический материал. Этот изотоп хорошо растворяется в воде и биологически активен. С водой он быстро проникает в организм и быстро из него выводится: у рыб — через два дня, у человека — через десять дней.
В отличие от радиоактивного цезия, поступающего в окружающую среду в результате деятельности человека, тритий имеет и природный источник. Он постоянно образуется в атмосфере на высоте десяти-двадцати километров под действием космических лучей. Оттуда попадает на поверхность и оказывается в снеге и воде, в том числе питьевой. Другой источник поступления в окружающую среду — ядерные реакторы.
Тритий может связываться с органическими веществами в тканях и клетках — белками, липидами, нуклеиновыми кислотами. Если в такой форме он задерживается в организме надолго, это может вызвать негативный эффект и хромосомные повреждения.
Данных о том, что малые дозы трития в организме повреждают ДНК, нет. Однако большие дозы служат предметом активного изучения. Предполагают, что тритий способствует росту свободных радикалов в клетке, которые, в свою очередь, могут вызвать окислительный стресс или нежелательный ответ организма.
Тритий считается сравнительно безопасным для живых организмов, и, возможно, его сброс из "Фукусимы-1" не приведет к сильному увеличению фона в мировом океане, особенно если этот процесс будет растянут на десять лет, однако в хранящейся на территории АЭС воде могут содержаться и другие радионуклиды, гораздо более активные.