Антимонопольное ведомство заставит Россельхознадзор пускать компании на рыбный рынок
Антимонопольщики вступились за бизнес и признали действия Россельхознадзора неправомерными, сообщил источник в ФАСе. Какое именно было выдано предписание, чиновник не уточнил.
В конце октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзор) по заявлению компании «Стрейт». Ее представители заявили, что Россельхознадзор отказался выдавать разрешения на ввоз в Россию рыбы и морепродуктов. Причиной стало отсутствие «хозяйствующих субъектов» в списках фирм-импортеров, представленных Норвегией.
Компания хотела возить рыбу из Норвегии, но у каждого производителя есть свой импортер, и отказаться от него можно только по прошествии месяца и по заявлению. Список официальных экспортеров закреплен ветеринарным ведомством Норвегии. Но отказывать в разрешении Россельхознадзор все равно не должен, даже несмотря на то, что почти все договоры с норвежскими поставщиками эксклюзивные, решили антимонопольщики.
- Мы написали норвежской стороне письмо, что считаем норвежскую систему непрозрачной, - говорит руководитель Рыбного союза Сергей Гудков. - Норвежские ветеринарные власти ввели инструкцию, что в Россию рыбу с отдельного завода может продавать только один экспортер.
Такая система работает уже несколько лет, но проблема стала актуальной только сейчас. По словам Гудкова, раньше список импортеров и экспортеров был более широкий, хотя их количество и ограничивалось. Сейчас возник риск монополизации рынка.
За эксклюзивные долгосрочные договоры выступает Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка (в нее входят группа компаний «Русское море», «Северная компания», «Атлант-Пасифик», «Технолат» и др.). Она предлагает заводу-производителю заключать пятилетний контракт на поставку лосося или форели с единственной российской компанией, обосновывая это упрощением проверок со стороны Россельхознадзора. Для потребителей, по их мнению, это будет означать бесперебойные поставки рыбы и отсутствие резких скачков цен. Официального комментария у объединения получить не удалось.
На прошедшей 22 ноября в Осло конференции представители Рыбного союза (включает «Санта бремор», «Агама», «Дэфа», «Вичунай») заявили, что подписание договоров с компаниями, входящими в ассоциацию, не даст норвежцам освобождения от проверок со стороны Россельхознадзора.
- Речь идет о нерыночной позиции, занятой большинством норвежских производителей рыбопродукции, аттестованных Россельхознадзором, которые отказываются поставлять продукцию на прозрачных и конкурентных условиях большому числу российских компаний, - говорится в сообщении Рыбного союза. - На письменные запросы из России не предоставляется никаких ответов вовсе, а в устных разговорах практически все поставщики жалуются на давление с российской стороны.
На запрос «Известий» ни одна из шести норвежских компаний не ответила.
Сейчас запрет на ввоз рыбы в Россию действует для 9 предприятий, четырем импортерам ввоз разрешен. Сергей Гудков беспокоится, что в результате рынок может быть монополизирован.
Все они заключили долгосрочные договоры с компаниями из Ассоциации, говорит Гудков. Рыбный союз, в свою очередь, беспокоится, что лосося им может и не достаться, когда договоры будут заключены со всеми производителями и рынок будет монополизирован.
- Рынок лососевых растет, потребность рынка увеличивается, цена падает, но российского высококачественного лосося привезти сложно по железной дороге: логистики нет, инфраструктура устарело, хранилищ нет, - говорит Александр Савельев, руководитель Центра общественных связей Росрыболовства. - Россельхознадзор сейчас ужесточил меры в отношении этой искусственной меры, что совершенно справедливо - рыба растет без движения, ее пичкают антибиотиками, красителями.
Основная часть российского лосося уходит в Китай, Японию и Корею, а до центральной части не доезжает. Всего на начало октября 2011г. российский вылов лососевых видов рыб составил около 442 тыс. тонн., импорт за первые три квартала составил около 96 тыс. т, экспорт - 110-115 тыс. т.