АСРФ оценила влияние инвестквот на рабочие места и оплату труда (инфографика)
Инвестиции в рыбной отрасли стимулируют рост рынка труда
До 2026 года на новые рыбопромысловые суда первого этапа инвестквот потребуется подготовить около 11 тысяч человек квалифицированного плавсостава. Для новых краболовных судов потребуется еще около 3,7 тысячи человек. На введенных в строй береговых заводах уже постоянно работает более 2 тысяч человек. Новые рабочие места будут созданы также при постройке судов и заводов второго этапа инвестквот.
По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики реализация первого этапа программы инвестквот увеличит кадровый спрос отрасли на 19%
Прогнозируется и рост заработных плат
"Новые рыбопромысловые суда - это, в основном, траулеры-процессоры. Оплата труда экипажей зависит от стоимости произведенной такими судами продукции. Так как к ним установлены требования по производству высокой маржинальной продукции (филе, фарша), на новых судах ожидается рост оплаты труда", - поясняет Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев.
Исследование ведущего финансового института страны НИФИ Минфина подтвердило рост оплаты труда при росте инвестиций. Так, за период действия программы инвестквот оплата труда в морском рыболовстве выросла в 1,4 раза при сохранении численности. Прогнозируется рост оплаты труда по мере ввода в эксплуатацию новых судов. С вводом береговых заводов оплата труда в рыбопереработке выросла в 1,7. Рост фонда оплаты труда в переработке опередил рост численности (составил 1,4 раза).
Обновление флота для рыбаков означает возможность выйти в очередной рейс на более современном, эффективном и безопасном судне. При этом механизм инвестквот содержит процедуры продолжительностью до 9 лет до сдачи судна в эксплуатацию, что исключает одномоментное перераспределение квот на добычу рыбы. В этот период промысел будет продолжен в текущем режиме пользования квотой.
В связи с этим АСРФ обращает внимание, что принятая 12 декабря резолюция совместного заседания Российского союза работодателей-рыбопромышленников и ЦК Российского профсоюза работников рыбной отрасли о негативном влиянии инвестквот на рынок труда вводит рыбаков в заблуждение. Статистика и расчеты экспертов говорят об обратном.
«Сегодня на Дальнем Востоке мы наблюдаем дефицит квалифицированных кадров, который закрывается специалистами из других регионов. Нет никаких оснований говорить о нехватке рабочих мест или о таком риске. Говорить о каких-либо рисках, связанных со сменой работодателя, также нельзя. В отрасли традиционно экипажи на суда набираются на каждый новый рейс. Поэтому даже если рассматривать такие крайние варианты, как закрытие отдельной компании, то рыбак всегда будет востребован и занят», - объяснил Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
А давайте обсудим!
Мои мысли:
1. ОДУ и квоты вряд ли изменятся значительно
2. Новые суда будут построены, старые списаны.
3. Рабочие места будут созданы, другие ликвидированы. Очень интересно посмотреть баланс, сколько прибыло и сколько убыло, а не только новые места
4. Потребность в кадрах рассчитана на три экипажа. Это довольно правильно для больших судов (в реальности у многих компаний 2 состава офицеров), но совершенно неверно для средних и малых. Да и на больших траулерах обработчики, придя из рейса, как правило, увольняются. Т.е. коэффициент 3 взят очень смело
5. береговые проекты - в основном не в чистом поле построены. Был старый завод, рядом построили новый под инвестквоту. Т.е., то же, что и в п.3
6. Было бы жутко интересно посмотреть, на чем КРДВ основывает рост потребности в работниках на 19%
7. Тезис “Оплата труда экипажей зависит от стоимости произведенной продукции”, вообще-то, неверен. Оплата труда зависит в первую очередь от рынка труда. Дальше компания решает, какую долю выручки отдать на зарплату
единственное, с чем можно согласиться - “механизм инвестквот содержит процедуры продолжительностью до 9 лет до сдачи судна в эксплуатацию, что исключает одномоментное перераспределение квот на добычу рыбы”. Но это тоже ловушка. К тому времени, когда квоты отберут, поздно будет протестовать. Но их же всё равно хотят отнять. Или АСРФ и с этим спорит?