Большой передел: вслед за крабом на аукционы хотят выставить треску
Публичные консультации по скандальному законопроекту о распределении через аукционы 50% квот на промысел краба могут закончиться ничем и даже усугубить ситуацию. Минсельхоз РФ игнорирует позицию рыбацкого сообщества и прибрежных регионов: формально учтены лишь около 30 из почти полутора тысяч поступивших замечаний. При этом ключевые замечания остались без внимания. Кризис доверия к регуляторам уже налицо. Удастся ли избежать кризиса в отрасли?
Предлагается направлять на аукционы 100% «крабовых» квот и расширить перечень биоресурсов, в отношении которых исторический принцип должен быть ограничен. Речь идет о самых массовых и валютоемких породах рыб, включая треску и пикшу, – а это уже основные объекты добычи архангельских рыбаков. Прямыми полномочиями по составлению перечня предлагается наделить Правительство РФ.
Кроме того, понимая, что из-за поднявшейся в отрасли волны сопротивления законопроекту до 1 июля Росрыболовство может не успеть провести аукцион по квотам на 2020 год, ассоциация настаивает на том, чтобы этот срок был отодвинут на 1 октября 2019 года.
Таким образом, пока сбываются самые худшие опасения рыбаков. Передел рынка, начинающийся с ниши краба, напрямую затронет интересы нашего региона, Архангельского тралового флота и рыболовецких колхозов области.
Подготовленный, по сути, кулуарно документ на крейсерской скорости движется в Госдуму РФ. Подготовительные стадии, включая оценку регулирующего воздействия, превращаются в имитацию.
Законопроекту была присвоена средняя степень регулирующего воздействия. Публичные консультации продолжались всего около двух недель – с 4 по 22 февраля. Тем не менее рыбопромышленные предприятия, отраслевые объединения и органы власти прибрежных регионов успели выдвинуть почти 1500 замечаний!
Ранее против предлагаемых изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» выступили Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), Союз рыбопромышленников Севера и другие отраслевые организации. Официальные обращения в адрес Росрыболовства направили органы власти Сахалинской, Магаданской, Мурманской и Архангельской областей.
Итоги публичных консультаций были подведены 28 февраля на совещании, проведенном по поручению заместителя министра сельского хозяйства – главы Росрыболовства Ильи ШЕСТАКОВА. Из полутора тысяч замечаний можно считать учтенными около тридцати. В основном они связаны с техническими поправками текста законопроекта. Его ключевые позиции не изменились.
Рыбопромышленники в расчете на гарантированную ресурсную базу и инвестиционные квоты, выполняя поставленную на государственном уровне задачу, уже начали строить суда на российских верфях, в том числе и с привлечением кредитных средств. Поэтому свои опасения по поводу принятия законопроекта выражают также Счетная палата РФ и Сбербанк России – основной кредитор предприятий при закладке судов.
5 декабря 2018 года в Выборге было спущено на воду рыбопромысловое судно для Архангельского тралового флота. Траулер, получивший название «Баренцево море», – первый в серии из четырех судов, заказанных АТФ на Выборгском судостроительном заводе. На строительство судов решаются не только крупные предприятия отрасли. В сентябре 2018 года на Северной верфи в Санкт-Петербурге был заложен ярусолов-процессор «Марлин» для ООО «Глобус», основанного товариществом рыболовецких колхозов Архангельской области.
Евгений ФОМЕНКО, заместитель председателя Правительства Архангельской области:
– Правительство Архангельской области не поддерживает концепцию федерального закона по ряду причин. Уменьшение объемов квот на добычу краба приведет к уменьшению доходов предприятий рыбохозяйственного комплекса и, как следствие, к выпадающим налоговым доходам бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Есть сомнения в том, что законопроект не несет в себе рисков невыполнения предприятиями инвестиционных планов, а также рисков негативных социально-экономических последствий в части сокращения плавсоставов судов. Мы предлагаем продлить срок публичного обсуждения проекта федерального закона.
Очевидно, что законопроект о «совершенствовании» системы распределения квот на добычу водных биоресурсов стал одним из самых обсуждаемых в России за последние несколько лет. Вместе с тем, как прозвучало недавно на заседании в Совете Федерации, именно этот законопроект не содержит полного финансово-экономического обоснования. Не просчитаны макроэкономические последствия его принятия, риски для региональных бюджетов, риски срыва инвестиционных и социальных программ предприятий.
Было бы ошибкой думать, что в многочисленных обращениях рыбаков превалируют эмоции. Их доводы подкреплены цифрами, ссылками на основы российского законодательства, примерами из отечественной и международной практики. К слову, квотные аукционы нигде в мире практически не применяются из-за многочисленных «побочных эффектов.
Предполагается, что частичное возвращение «крабовых» аукционов принесет федеральной казне России 82 млрд рублей дополнительного дохода. По сути, эти деньги уже учтены при верстке бюджета на ближайшие три года, включая 2019-й. Но почему выбран именно этот вариант? В конце 2018 года было опубликовано исследование Высшей школы экономики, из которого следует, что добиться ожидаемого финансового эффекта можно без резких движений, не нарушая с таким трудом достигнутой в отрасли стабильности.
Рыбаки сами готовы на встречные шаги, в том числе и к умеренному повышению налога на добычу водных биоресурсов (ВБР).
Алексей ЗАПЛАТИН, генеральный директор АО «Архангельский траловый флот»:
– Мы взяли на себя ответственность за строительство судов, добровольно несем большую социальную нагрузку. Но нам надо понимать правила игры, чтобы планировать бизнес на долгосрочную перспективу. А это возможно только при сохранении исторического принципа распределения квот.
Если все будут опасаться возвращения аукционов и откладывать на них деньги, станет не до инвестиций. Сегодня краб, завтра треска или палтус... Больше всего происходящее похоже на передел рынка в частных интересах.
«Мы готовы к изменениям платы за биоресурсы, увеличению налоговых платежей, если регулятор примет такое решение. В принципе, частично это уже состоялось: с 2019 года, наряду с единым сельхозналогом, для нас введен НДС», – отмечает Алексей Заплатин.
Все отраслевое сообщество уверено в том, что в основе этой законодательной инициативы лежит вовсе не пополнение государственного бюджета: таким образом создается механизм для передела рынка, открывается дверь для людей, которые не имеют профессиональной подготовки для работы в отрасли, чем, безусловно, нанесут ей вред. При этом они обладают большими финансовыми и административными ресурсами. Естественно, это раздражает опытных рыбаков. Если вести речь о задаче пополнения бюджета, есть другие способы: увеличить налогооблагаемую базу, стоимость добычи ВБР и получать дополнительный доход не разово, а регулярно, каждый год, считают они.
Кроме того, как отмечают рыбаки, бизнес-планами предприятий предусмотрено, что строительство судов ведется за счет и инвестиционных, и собственных квот. Никто не ограничивал рыбопромышленников в том, на какие ресурсы они будут опираться. А сейчас они получили такой вот «сюрприз».
По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей (комиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре), перераспределение общего допустимого улова может привести к частичному или полному прекращению деятельности более 90 предприятий, простою как минимум 130 судов, потере 6000 рабочих мест только в «крабовой» нише рынке. Напомним, что АО «Архангельский траловый флот» входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум и работает в связке и компаниями, специализирующимися на добыче краба.
Еще больше может пострадать малый и средний бизнес в отрасли, которому крайне сложно конкурировать на аукционах с субъектами крупного предпринимательства.
Сергей САМОЙЛОВ, председатель рыболовецкого колхоза «Беломор»:
– Квоты на краба – только начало. К сожалению, есть основания предполагать, что возвращение аукционной системы коснется и рыбодобычи. И мы находимся в еще более сложном положении, чем крупные компании, которые могут привлечь кредиты для участия в аукционах. Что будет с отдаленными деревнями и селами? У нас, к примеру, на колхозе завязано все: рабочие места, причалы и транспорт, электроснабжение, завоз топлива, школьная котельная, доставка продуктов в магазин... И мы готовы нести социальную нагрузку, но для этого нужен хотя бы прежний объем квот.
Как говорится в отзывах на законопроект, он затрагивает саму основу российского законодательства – принципы Конституции РФ. Квота на добычу крабов подпадает под определение «имущественные права». Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Надежда на выход из конфликта еще остается. Свое заключение по законопроекту пока не представило Минэкономразвития РФ.
Кстати
«Внимательный просмотр ответов чиновников Минсельхоза на обращения рыбаков показал, что они дублируют друг друга. Скорее всего потому, что все они являются частью одного документа, куски которого копировались и вставлялись в поле «Ответить». Этот документ был явно невелик, и потому в качестве ответов на различные обращения отраслевых экспертов, компаний и их объединений шли одни и те же «нарезанные» тезисы. Понять из этих ответов, почему обоснованное мнение рыбаков игнорируется, очень сложно» («Независимая газета», 4.03.2019 г.).
Когда верстался номер...
5 марта Минэкономразвития России вынесло отрицательное заключение на законопроект о крабовых аукционах. Замминистра экономического развития Савва ШИПОВ отметил в отчете несоблюдение Минсельхозом процедуры подготовки законопроекта, социально-экономические риски для рыбопромышленной отрасли и потери для бюджетов всех уровней.
Как считают в ведомстве, разработчиком не проведен комплексный анализ ситуации в отрасли и возможных альтернативных способов решения проблемы. «Изъятие половины квот добычи (вылова) краба приведет к приостановке реализации отдельных проектов на сумму 7 млрд рублей», – говорится в отчете. Кроме того, ведомство делает вывод о «наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения» для бизнеса.
«Мы увидели, что опасения и оценки рыбопромышленного бизнеса услышаны», – подчеркнул, комментируя отчет Минэконоразвития, президент ВАРПЭ Герман ЗВЕРЕВ.