Браконьеры поневоле
В России предложили усилить поддержку граждан, для которых рыболовство является единственным источником доходов.
Жители Залитских островов, расположенных в юго-восточной части Псковского озера, привыкли жить в самоизоляции задолго до того, как это стало мировой тенденцией. До ближайшего берега не менее десяти километров, рейсовый катерок бегает не каждый день, отсюда и привычка закупать товары впрок. Но чтобы покупать, нужны деньги, а работы тут нет. Выживать помогает рыба, которой в озере вдоволь, но она же является и источником проблем островитян. Из-за строгих законов и ограничений многих из них не раз штрафовали рыбинспекторы за превышение норм вылова.
Островитяне ловят рыбу, рыбинспекция — островитян
«Да какие они браконьеры?! — защищает земляков председатель Комитета Псковского областного собрания по законодательству и местному самоуправлению Владимир Яников. - На островах живут хорошие, нормальные люди. С некоторыми я учился в одной школе. Просто они стали заложниками несовершенного законодательства».
По словам депутата, с давних времён Талабские острова (Залитскими их стали называть с 1919 года — прим. ред) населяли люди, ведущие особый уклад жизни и занимающиеся рыбным промыслом. Талабский народ почти всегда был обеспечен — помогало богатое рыбой озеро. Говорят, даже к царскому столу доставляли улов. В лучшие времена на трёх островах общей площадью полтора квадратных километра проживало три тысячи человек.
«Сейчас хорошо, если 200 человек насчитаем, — рассказывает Владимир Яников. — Основная масса людей живёт на острове имени Залита и несколько десятков человек на острове имени Белова. В основном пенсионеры, хотя есть люди и помоложе, которые могли бы работать, если бы было где».
Частные дома, небольшие огородики, школа, администрация да храм святителя Николая Чудотворца — вот и вся социальная инфраструктура на самом обжитом острове. Обещают ещё клуб восстановить, но рабочих мест от этого сильно не прибавится. Единственный способ у местных остаться на плаву — это ловля рыбы и туристы, которым можно эту рыбу, завялив и подкоптив, продать.
Но на удочку большую семью не прокормить. У островитян даже пословица есть такая: «Рыба и уда кормят худо». Вот и ставят сети, плетут неводы, а тут и рыбнадзор — не дремлет. За нарушения правил рыболовства полагается штраф две-пять тысяч рублей, а также конфискация устройства для поимки рыбы и судна. Для местных это равносильно остаться без средств к существованию.
И коренные, и малочисленные
«Парламентская газета» обратилась к председателю Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаю Николаеву с вопросом: можно ли как-то помочь жителям Залитских островов?
«Здесь очень много нюансов, но все их в принципе можно решить при более точечной и детальной работе региональных властей с Росрыболовством, — полагает депутат. — Многое можно отрегулировать через Правила любительского рыболовства, которые издаются для отдельных территорий, например, увеличив суточную норму вылова».
Однако в территориальном органе Росрыболовства местным говорят, что ловля сетями — это уже не любительская рыбалка. Хотите по закону, получайте лицензию и квоты.
По словам главы Комитета Псковского областного собрания по экономической политике, АПК, экологии и природопользованию Андрея Козлова, проблема усугубляется приграничным расположением Псково-Чудского водоёма, который находится в совместном ведении Эстонии и России. Квоты на вылов рыбы на таких водных объектах выдаются на особых условиях, и это серьёзные дополнительные сложности для рыбаков.
«Чтобы получить лицензию на пользование водными объектами, залитскому рыбаку надо иметь хорошего бухгалтера, хорошего юриста, ещё и свободные средства, чтобы участвовать в аукционе, — пояснил областной депутат. — Поэтому жители острова как ловили, так и ловят рыбу, а их ловят рыбинспекторы. Получается, замкнутый круг».
Вырваться из него областные парламентарии надеются через внесение поправок в федеральный закон о рыболовстве.
«У нас сегодня разрешено ловить рыбу без особых квот малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в целях обеспечения их традиционного образа жизни, — говорит Андрей Козлов. — Для жителей Талабских островов рыболовство также является основой существования, и мы бы хотели, чтобы их тоже включили в эту льготную категорию».
А чтобы после этого количество «местных» не подскочило в разы, власти региона заверили, что считать коренными островитянами станут только тех, кто прожил на архипелаге не менее десяти лет.
«В 2013 году мы уже обращались в Госдуму с этой инициативой, но безрезультатно, — вспоминает региональный законодатель. — Пришло четыре листа с замечаниями и вопросам и всё. Всё постарались учесть и внесли законопроект заново. Теперь мы ждём и гадаем, услышат ли нас в Москве».