Центральные регионы России могут не дождаться тихоокеанской рыбы
Более 60 тыс. тонн красной и белой рыбы лежит в портах Владивостока. Холодильные мощности портовых предприятий уже полностью заполнены, однако наладить отправку груза по железной дороге пока не получается из-за отсутствия специализированного подвижного состава. Пока все ждут вагонов, китайские предприниматели вывозят тысячи тонны рыбы автотранспортом через приграничные пункты пропуска. Об этом сообщает Золотой Рог.
Дальневосточный лосось, минтай, кальмар вскоре могут стать дефицитными позициями во всей линейке российской рыбопродукции, считают эксперты. Неудачная лососевая путина 2014 года уже привела к значительному росту цен. Громкие заявления чиновников о возможных разбирательствах и наказаниях рыбных «спекулянтов» цены не снизили, зато привели к тому, что рынок практически парализован. Владельцы рыбного груза боятся совершать крупные сделки купли-продажи, а «смутные» данные контролирующих органов об уменьшении экспорта рыбы и увеличении поставок на российский берег похожи на откровенный блеф чиновников, которым сложно признаться российскому правительству, что ситуация с поставками рыбы уже к новому году станет критической.
Тем временем завершение лососевой путины практически во всех регионах опять ставит вопрос: где тысячи тонн российского лосося? Именно об этой цифре говорил глава Росрыболовства Илья ШЕСТАКОВ на Международном конгрессе рыбаков, прошедшем недавно во Владивостоке. Но если данные о вылове в 300 тыс. тонн достоверны, то цена должна пойти резко вниз, а рыба поехать с Дальнего Востока ускоренными поездами, как это было уже не один раз. Но пока ситуация прямо противоположная. Рыба лежит без движения в Приморье, а чиновники вместе с бизнесом думают, как выйти из сложной ситуации. 10 сентября проходит оперативное совещание с участием железнодорожников и портовых предприятий. На нем портовый бизнес приоткрывает истинное положение дел. Выясняется, общий вывоз рыбопродукции за август составил 50 тыс. тонн, из них ОАО «Рефсервис» перевезло всего 8 432 тонны рыбопродукции.
«На сегодня у нас забиты почти все холодильные мощности, - рассказывает член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Денис САРАНА. - Вывезти рыбу из региона пока проблематично, по нашей информации, сегодня острый дефицит специализированного подвижного состава. Но необходимо мобилизовать ресурсы и срочном порядке решить вопрос об отправке рыбопродукции из Приморского края. Ведь если мы говорим о том, что рыбаки должны поддержать курс российского правительства по импортозамещению, то уже в середине сентября будет рыбный коллапс. Сейчас мы не можем отправить по железной дороге 30 тысяч тонн, а что будет, если в сентябре придет еще 30 или 60 тысяч тонн. Где брать рефсекции? Для сравнения: в августе железная дорога подала 422 вагона, в сентябре, чтобы вывезти больший объем, она должна подать уже 800 вагонов».
Информацию о том, что холодильники забиты рыбой, которую ждут в центральной России, подтвердили и на предприятии «ДВ-Порт». «У нас лежит на хранении 14 тыс. тонн, из них горбуши 3,5 тыс. тонн, кеты 3,5 тыс. тонн, минтая 500 тонн, кальмара 1,2 тыс. тонн, более тысячи тонн камбал и другие виды рыб. Принимать рыбу с транспортных судов более некуда, а вывозить ее владельцы груза не спешат, - рассказывает заместитель генерального директора «ДВ-Порт» Андрей ЛЯЩЕНКО. - Причин этому несколько. Есть те, кто откровенно считает, что необходимо ждать снижения транспортных расходов, есть и те, кто просто боится зафиксировать убытки. Многие трейдеры купили рыбу дорого и теперь на волне истерии по поводу высоких цен боятся ее вывозить в центральную часть, чтобы не попасть под некие штрафные санкции. Есть рыбаки, ждущие максимальной цены, - в основном это те компании, кто неудачно отработал путину из-за слабых подходов рыбы. Что касается тарифа, то он, в принципе, не изменился - доставка одного килограмма рыбы до Москвы обходится около 10 рублей. Но дефицит подвижного состава сегодня присутствует, ведь в этом году нам сократили сроки прохождения ускоренных рыбных поездов с 10 до 6 суток, а значит, рыбу в вагонах-термосах до Москвы или Екатеринбурга уже не доставишь».
Что будет дальше и когда рыба поедет к российским потребителям, не совсем понятно. Рыбаки говорят, что нужно готовиться к сельдевой путине, ведь они решительно настроены заменить выпавшие для российских переработчиков объемы атлантической сельди, при этом говорят о том, что российский берег должен ждать еще и сайру. Сайровая путина на Курилах только набирает обороты. И она точно даст российскому берегу около 40 тыс. тонн рыбы.
Портовики этим заявлением радуются, но пока не совсем понимают, почему железнодорожники и транспортники не согнали в Приморье дополнительный подвижной состав. Возможно, в рыбном и около рыбном бизнесе есть твердое понимание, что лосось с Дальнего Востока все же уплыл за кордон, а за ним потянется и другая рыба.