Что Год лосося нам готовит
На вопросы о перспективах лососевой путины – 2021 отвечает председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.
– Владимир Михайлович, Росрыболовство объявило 2021-й Годом лосося, пообещав начать масштабные исследования этого ресурса и повысить точность путинных прогнозов. Есть ли у рыбаков уверенность в том, что ситуация 2020 года, когда реальный вылов лососей оказался ниже прогнозного, не повторится?
– Да, прогноз прошлого года не оправдал наших ожиданий. Я неоднократно говорил, что винить рыбохозяйственную науку в этом несправедливо. Когда финансирование исследовательской работы сокращается из года в год, трудно выполнять ее качественно. Рыбацкое сообщество предлагало поддержать отраслевую науку за счет средств, вырученных с аукционной продажи квот, в том числе на вылов крабов. Но нас тогда не услышали.
Мы приветствуем решение Росрыболовства изыскать дополнительное финансирование для исследований лососей. Нас ознакомили с их планом. Он включает возобновление работ у побережья Камчатки по оценке нерестовых подходов в Карагинской и Петропавловск-Командорской подзонах, которые были приостановлены в 2015 году. Если бы такие работы проводились в ходе путины 2020 года, это помогло бы понять, насколько прогноз оправдывается, избавив бизнес от лишних затрат на подготовку к промыслу.
Ресурсные исследования важны не только для рыбаков, но и для государства. Фундаментальная научная работа помогает отстаивать свою правоту в спорах с других странами, когда речь идет о совместном использовании природных ресурсов на соседних территориях и акваториях. Если наука не может обеспечить необходимый объем информации, то государство начинает терять позиции на международной арене.
Добавлю, что члены нашей ассоциации ежегодно обеспечивают научным сотрудникам возможность облететь районы на западном и восточном побережьях, где проводятся исследовательские работы, начиная с оценок заполнения нерестилищ. Эта практика будет продолжена.
– Министерство рыбного хозяйства края озвучило такие цифры. В 2020 году в лососевой путине были задействованы 7 тысяч камчатцев и около 12 тысяч приезжих. В 2021-м соотношение этих цифр будет примерно таким: 8 тысяч местных и 12–13 тысяч иногородних. Откуда возьмется лишняя тысяча камчатцев для этой работы, если, как утверждает бизнес, трудовые ресурсы в нашем крае в дефиците?
– Не могу назвать вам цифры по всем предприятиям Камчатки. У меня нет такой статистики. Но я знаю, что члены нашей ассоциации принимают на работу жителей края в первую очередь, потому что везти сюда сезонных рабочих из других регионов (особенно в период пандемии) достаточно затратно. Трудовые ресурсы на Камчатке есть. Но далеко не все готовы к тяжелой работе, которая ждет их на путине.
– Может, работодатель просто не предлагает достойную зарплату?
– Безусловно, все зависит в первую очередь от подходов лососей и результатов путины, хотя, как говорится, все в этой жизни относительно. Каждому из нас свойственно оценивать свой труд по самому высокому разряду. Но если бы зарплата не была достойной, сюда бы не приезжали работать из других регионов страны. Компании, которые ведут морской промысел, предлагают высокие зарплаты членам экипажей. Но им тоже тяжело найти на камчатском берегу желающих работать в море месяцами.
– В одном из своих интервью вы сказали, что прошлогодние расходы, вызванные коронавирусом, обошлись предприятиям вашей ассоциации примерно в 2 млрд рублей. В 2021 году сумма вырастет?
– Надеюсь, что нет. В 2020 году большая часть этой суммы ушла на авиаперевозку сезонных рабочих в отдаленные села и поселки чартерными рейсами, так как регулярные рейсы на территории края были приостановлены. Сейчас регулярные рейсы вновь работают.
– Вакцинация по закону не является обязательной. Однако в соцсетях звучат жалобы на то, что при найме на путину требуют пройти данную процедуру. Не является ли это ущемлением прав работника?
– Совет нашей ассоциации провел специальное совещание, чтобы обсудить меры по предотвращению вспышек COVID-19 на производстве. По итогам встречи мы рекомендовали кадровым агентствам, которые ищут на лососевую путину работников за пределами края, отдать приоритет тем, кто прошел вакцинацию либо переболел коронавирусной инфекцией. Я не считаю это ущемлением каких-либо прав. Предприятие несет ответственность за жизнь и здоровье своих работников. Оно вправе предъявлять требования, которые обеспечат безопасность людей, насколько это возможно.
– С конца 2020 года порты Китая ограничивают выгрузку рыбной продукции из России. Местные власти объясняют это карантинными мерами по борьбе с коронавирусом. Рискуют ли добытчики лососей столкнуться с такими препонами?
– В наибольшей степени эта проблема коснулась добытчиков минтая, так как значительная часть их продукции традиционно поставлялась в КНР. С лососем ситуация иная. Основная часть горбуши, а это львиная доля дальневосточного улова лососей, идет на внутренний рынок. Нерка в большом объеме экспортируется в Японию. По этим направлениям мы проблем не ожидаем.
Китай тоже входит в число импортеров российской продукции из лосося. Он не только ее потребляет, но и обеспечивает хранение. С 2009 года, когда лососевая путина стала показывать рекордные уловы, неоднократно говорилось о необходимости новых холодильных мощностей для хранения рыбы на Дальнем Востоке. Пока у нас обсуждали, наши соседи строили. Поэтому ряд добытчиков лососей экспортируют свой товар в Китай, чтобы его там хранить, а затем реэкспортируют его в Россию. И здесь могут возникнуть препятствия, ведь при экспорте лосося используются те же суда и емкости, что и для минтая.
В России также возможны трудности с выгрузкой и транспортировкой лососей, учитывая, какой объем вылова прогнозируется. Сложилась негативная практика, когда ритейлеры не спешат покупать продукцию из лосося, выжидая снижения цены. А рыбаки вынуждены ее снижать, чтобы скорее продать, когда стоимость перевалки и хранения продукции в отечественных портах неминуемо увеличится. Увы, снижение оптовых цен на рыбную продукцию чаще всего не ведет к ее удешевлению в рознице. Почему? Это вопрос не к рыбакам, а к продавцам и посредникам.
– Неудавшийся путинный прогноз 2020 года свидетельствует не только о недостатке исследований, но также о природных процессах, которые меняют промысел лососей. В феврале 2021-го в Южно-Сахалинске состоялась международная конференция, на которой обсуждалось состояние лососевых запасов. Было сказано, что ареал тихоокеанских лососей смещается на север. Вы, будучи участником конференции, обратились к научному сообществу с вопросом: какие перспективы это открывает северу Камчатки? Есть ли ответ на ваш вопрос?
– Действительно, мы видим, что потепление воды ведет к смещению ареала обитания дальневосточной горбуши на север. По словам ученых, она отметилась даже в Баренцевом море. Логично предположить, что в северной части нашего полуострова промысел лососей в таких условиях может получить развитие. Но на этой территории крайне тяжело вести исследования в силу ее отдаленности, отсутствия инфраструктуры и так далее. Так что, боюсь, ответ на мой вопрос будет получен нескоро.