Что ожидает промысловый флот после вступления России в ВТО?
Рыбная промышленность России двадцать лет находилась в сфере нескончаемого эксперимента, а промысловый флот (рыболовные, научно-исследовательские, морозильные суда, плавбазы и заводы, транспортные рефрижераторы и другие), покинувший океаны и экономические зоны третьих государств, подвергся целенаправленному уничтожению. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на sovross.ru.
В течение 18 лет рыбакам поставляли новейшие рыболовные суда, построенные на западных верфях по лизингу, стоимостью в 3–4 раза выше, чем аналогичные суда советской постройки, и в ряде случаев с крупными конструктивными недостатками и ограничениями по району плавания.
Всего, по данным Гипрорыбфлота, построено по кредитам западных банков более 120 средних рыболовных судов. Расчеты по кредитам обеспечивались рыбой, выловленной в российских водах с последующей реализацией в основном на западных рынках.
Строительство судов на российских верфях было прекращено – достраивались отдельные экземпляры. Верфи и поставщики комплектующего судового оборудования частью обанкротились, частью стоят незагруженными – правительство, вопреки многочисленным обещаниям и планам по возрождению, не создало условий ресурсного, правового и финансового обеспечения строительства рыболовных судов на российских верфях. Единственный шаг, который сделало правительство в сторону рыбаков в 2001 году, – введение 10-процентной квоты для строительства судов в экономической зоне России. Но когда рыбаки-колхозники организовали строительство средних траулеров пр. 13720 на «Северной верфи» в СПб и малых рыболовных судов пр. 21280 на Астраханской судоверфи, власть отменила это решение. Рыбакам и верфям понесенные крупные убытки правительство не компенсировало. Суда, обеспечивающие вылов рыбы в российской экономической зоне, ввиду полного износа заменялись подержанными судами зарубежной постройки со сроками эксплуатации 18 и более лет.
Так, на Сахалине из 267 рыболовных судов, поднадзорных Российскому морскому регистру судоходства, 130 единиц составляют суда советской постройки, 137 единиц – зарубежной. Средний возраст соответственно 24,1 и 25 лет, что является, проще говоря, пред- и пенсионным возрастом. А группа рыболовных судов типа РС-300 находится в эксплуатации 33,4 года при нормативе в 16 лет! При таком техническом состоянии возрастают аварийность, кораблекрушения судов с неизбежными человеческими жертвами.
В связи с массовым списанием, в том числе по возрасту и из-за отсутствия строительства современного промыслового флота, а также с сокращением торгового флота и кораблей ВМФ, судоремонтные заводы стали приходить в упадок.
Настоящим потрясением было закрытие в 2011 году во Владивостоке крупнейшего судоремонтного завода «Дальзавод». Построенное еще в царское время, с тремя самыми большими сухими доками, это современное предприятие с 20 тысячами рабочих доковало и ремонтировало все типы судов.
При таком катастрофическом состоянии верфей и поставщиков комплектующего судового оборудования восстановление промыслового флота при вступлении в ВТО станет невозможным, потребность в промысловых судах будет удовлетворяться верфями, входящими в ВТО, испытывающими постоянный недогруз в судостроительных мощностях.
А рыбакам придется приобретать старые и заказывать новые суда под западные кредиты в Европе и странах Тихоокеанско-Азиатского региона (АТР). Китай, например, предлагал еще в 2000 году развернуть для России строительство на пяти верфях среднего траулера пр. 13720. А сейчас идет строительство в Находке, частично на территории крупнейшей на Дальнем Востоке БАМР (база активного морского рыболовства), которая сокращена во много раз, южнокорейской верфи по строительству рыболовных судов.
На Украине (член ВТО, бывший центр крупного судостроения) еле дышат существующие верфи в Херсоне, три крупнейших верфи в Николаеве, одна из них – гордость отечественного судостроения, Черноморский судостроительный завод – сократила численность с 30 тысяч человек до 1,5 тысячи. Закрыта верфь в Киеве. В Одессе остались только плавдоки крупного судоремонтного завода №1 – торговый флот работает в США и Канаде.
Присоединение к ВТО, подчеркиваю, привело к деиндустриализации Украины! Полагаю, что только тесный союз Украины с Россией позволит вывести украинскую экономику на путь развития, а России позволит создать крупнотоннажный промысловый флот и суда другого назначения.
О Мировом океане с антарктическими морями, где СССР вылавливал в год около 500 тысяч тонн криля и где уловы постоянно росли, придется забыть, как забыть и о миллионах тонн биоресурсов, выловленных в океане и зонах третьих государств. Такая практика «забывчивости» складывается в новейшей истории России, как было и в царское время. В перестройку Шеварднадзе с помощью Горбачёва «поменял» участок богатейшего биоресурсами Берингового моря на практически безрыбный участок Чукотского моря. И сделал это незаконно.
В 2012 году бывший президент РФ вмешался в 40-летний спор между Россией (СССР) и Норвегией и разделил Баренцево море, отдав Норвегии большую часть акватории, богатой рыбой. «Забыл» о проживающих на побережье рыбаках-колхозниках, права которых закреплены в Конвенциях ООН по морскому праву, и не учел, что Россия имеет больше прав на остров Шпицберген, чем Норвегия. Госдума РФ большинством голосов (КПРФ – единственная, кто был против) одобрила этот позорнейший «договор»…
Комплексный подход к решению этой серьезнейшей проблемы для Севера в правительстве отсутствует. А Норвегия уже заказала восемь 70-метровых рыболовных судов в Румынии и Хорватии для промысла в Баренцевом море. Какой подход! Получила ресурсы – и заказала рыболовные суда!
Вступление в ВТО связано со снижением вывозных пошлин на рыбные ресурсы, а кредиты, предоставляемые России банками Западной Европы и странами АТР, предназначенные для приобретения изношенных и строительства новых рыболовных судов, будут оплачиваться рыбой. И чем дороже будут суда – тем больше будет опустошаться наша экономическая зона.
Промысловый флот, доставшийся России от СССР, превратится в добывающий и транспортный, выполняющий одну главную задачу – ловить рыбу и морепродукты, чтобы возить сырье для стран ВТО.
200-мильная исключительная экономическая зона России. Здесь идет настоящая борьба за биоресурсы (и в первую очередь с Китаем, Южной Кореей, Японией, где Китай уже «освоил» ценное сырье – минтай, который после переработки на филе на своих заводах экспортируется в Западную Европу), другие ценные виды рыб и морепродуктов. И эта борьба будет только усиливаться.
А как же Курильские острова после вступления в ВТО? Видимо, их придется отдать или продать, как в свое время царская Россия продала США Аляску.
Вступление в ВТО для России не самоцель. Нужно поднять промышленность, заменить изношенный промысловый флот, строя новый на российских верфях, сохранить свои биоресурсы и не дать обменять, уступить, продать и т.д. накопленные СССР и перешедшие к России биоресурсы в Мировом океане.
Это фундаментальная стратегическая задача!
На первом этапе необходимо разработать приемлемую для рыбаков схему строительства рыболовных судов с наделением ресурсами (квотами) в экономической зоне России при законодательном и финансовом обеспечении. Начать строительство на СЗ «Северная верфь» (пр. 23720), на других верфях Объединенной судостроительной компании (есть и другие проекты). Для создания нормальной отрасли, как уже неоднократно предлагали рыбаки, нужно министерство рыболовства, а лучше – министерство научных исследований и рыболовства РФ, что нагляднее отображает специфику отрасли, которая, в частности, может сформировать бескоррупционную схему строительства судов. Она может быть такой: министерство – Гипрорыбфлот с группами наблюдения за строительством судов, с проектными организациями, судовладельцами верфи и поставщиками комплектующего оборудования при выполнении правил Российского морского регистра судоходства. Эта схема, созданная в СССР, обеспечивает высокое качество проекта, заводских работ.
Кстати, какие будут приняты меры к созданию 25 млн рабочих мест, обещанных В.Путиным во время президентской кампании? И, естественно, должны быть необходимые капиталовложения, чтобы поднять промышленность, заменить новыми промысловыми судами флот, создать систему подготовки рабочих кадров.
Юрий АФОНИН, инженер-кораблестроитель, генеральный директор АО «Рыбколхозтехцентр» Росрыбколхозсоюза, Почетный работник рыбного хозяйства России Москва