{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Цифровизация рыбной отрасли глазами бизнеса и государства

Государство уделяет все большее внимание процессам «оцифровки» рыбохозяйственного комплекса. Но готов ли к этому бизнес.

Рекорды и проблемы

Рыбная отрасль — важный сектор российской экономики. В 2022 году отечественные промысловики добыли 4,8 % мирового улова, что составило 4,5 млн тонн. В 2023 году улов российских рыбаков достиг рекордных 5,3 млн тонн. Однако отрасль развивается в сложных условиях «идеального шторма». Затраты на содержание флота растут, а уход с международных рынков ужесточает конкуренцию. В результате промысловики вынуждены снижать отпускные цены и экономить на модернизации судов. Показательно, что сегодня в Дальневосточном бассейне уже 90 % судов используются с превышением нормативных сроков эксплуатации.

Одним из путей преодоления сложившихся проблем может стать всеохватная цифровизация рыбного хозяйства. Примером здесь является Китай, который в 2012-2020 годах благодаря цифровым технологиям превратился из крупнейшего нетто-экспортера ВБР в главного переработчика и нетто-импортера.

Важно, что российское правительство понимает необходимость цифровизации и интегрирует IT-технологии в отрасль. Однако государство рассматривает «цифру» как инструмент «обеления» рыбного сектора, который традиционно является одной из самых «серых» сфер российской экономики. Показательно, что в ноябре 2023 года правительство приняло «Стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» («Стратегическое направление»), которое определяет такие задачи цифровизации как «сокращение теневого оборота продукции» и «обеспечение полноты и достоверности отраслевых данных Минсельхоза и Росрыболовства». Согласно документу, правительство видит хозяйствующих субъектов рыбохозяйственного комплекса в числе участников цифровой трансформации, а к числу индикаторов внедрения цифровых технологий отнесены такие параметры как доля зарегистрированных на единой цифровой платформе рыболовных компаний и количество имеющих цифровой профиль рыбопроизводителей. Очевидно, что в достижении целевых показателей «Стратегического направления» регулятор будет требовать от хозяйствующих субъектов внедрять IT-технологии в производственные процессы.

«Цифра» глазами бизнеса и правительства

Однако предпринимательское сообщество по-прежнему не придает должного внимания столь важному для отрасли нормативному акту. Возникает резонный вопрос — готов ли бизнес работать с «цифрой»? По состоянию на сегодняшний день скорее нет, чем да. Промысловики и переработчики привыкли жить «по-старому», избегая новаций и перемен. В отрасли считается нормальным скрывать информацию о контрагентах, суммах и объемах сделок. В результате цены на рынке диктуют крупные покупатели, а добытчики и переработчики вынуждены снижать себестоимость товара, предпочитая в некоторых случаях экономить на его качестве.

Вместе с тем, правительство не опирается на мнение бизнеса как на решающий фактор при внедрении цифровых технологий. Регулятор действует вполне оправданно и рационально, ориентируясь на «обеление» рыбного рынка и уже внедрив в рыбохозяйственный сектор ряд цифровых инструментов. Это и система «Меркурий», и электронные рыболовные журналы, и сервисы мониторинга судов, которые по большей части облегчают осуществление контрольно-надзорных функций государства и заставляя бизнес выходить «из тени».

Понять, принять, внедрить

Вводимые правительством новшества ожидаемо вызывают недовольство и критику со стороны архаичных участников рынка. Однако бизнесу стоит осознать факт его нахождения в системе российского права и неизбежность процессов цифровизации, приняв новые правила игры. Более того, свыкнувшись с «цифрой», хозяйствующие субъекты имеют возможность не ограничиваться лишь требованиями государства, и начать использовать IT-технологии в свою пользу. Взглянув на «цифру» чуть шире, чем того требует правительство, производители получают возможность выйти на неограниченные рынки сбыта, избежав нынешней «диктатуры покупателя» и формируя предложение по подходящей для массового потребителя цене.

Столь кардинальные изменения возможны за счет регистрации на своего рода «рыбных маркетплейсах». Использование современных интернет-сервисов, с одной стороны, позволит промысловикам и переработчикам выйти на широкий круг клиентов и более не зависеть от навязанных постоянным покупателем цен. С другой стороны, внедрение IT-технологий обеспечит прозрачность транзакций и дистанционный учет складских остатков, что соответствует интересам государственного регулятора.

Таким образом, рано или поздно правительство обеспечит полный переход рыбохозяйственного сектора в цифровое поле. Исходя из «Стратегического направления», сроком завершения данного процесса представляется 2030 год. Противящиеся новым реалиям производители, которые продолжат опираться на архаичные инструменты учета и оборота продукции, если и смогут вести свою деятельность, то будут сталкиваться с постоянными штрафными санкциями. Однако уже сегодня бизнес имеет возможность выгодно использовать обозначенный государством тренд на цифровизацию, внедряя современные технологии не только для отчетности перед регулятором, но и для выхода на новые рынки и повышения объемов продаж.

Источник: companies.rbc.ru
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>