Дальний Восток сокращает поставки рыбной продукции по железной дороге
Дальневосточная железная дорога отмечает сокращение перевозок рыбной продукции на 23% в течение месяца. Перевозчики связывают проблему с большим числом торговых посредников и нехваткой холодильников в портах региона. Участники рынка говорят о «скромных» результатах лососевой путины и переориентации на минтая и камбалу, перевозка которых менее выгодна по действующим тарифам. Об этом сообщает Коммерсант.
В сентябре со станций Дальневосточной железной дороги отправка рыбы в рефрижераторных и изотермических вагонах сократилась почти на 23% в сравнении с прошлогодним показателем, сообщает пресс-служба ДВЖД. В Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) подчеркивают, что проблем со специальным подвижным составом сегодня нет: на железной дороге дислоцировано более 420 вагонов. «В сентябре и в первые дни октября грузоотправителями рыбной продукции Дальнего Востока было подано заявок на перевозку рыбы в объеме 36,3 тыс. тонн, а фактически погружено 27,7 тыс. тонн»,— пояснил и.о. начальника Центра Алексей Лоншаков. Падение перевозок он объяснил несогласованностью между поставщиками и потребителями в вопросах цены, большим числом посредников и административными барьерами, в том числе со стороны ветеринарно-надзорных органов.
В управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области заверяют, что совершенствуют свою деятельность. По данным ведомства, в 2013 году в Приморье и Сахалинской области из почти 3,6 млн тонн проконтролированной Россельхознадзором рыбной продукции по причине нарушений приостановили движение 17,1 тыс. тонн, или менее 0,5%.
Из-за старения рефрижераторного промыслового флота, а порой и в целях экономии экипажами судов топлива рыба не замораживается до необходимой температуры, считают в ТЦФТО. «Суммарно, холодильники, имеющие выход на станции ДВЖД, рассчитаны на единовременный прием 71,5 тыс. тонн рыбы. А один южнокорейский Пусан — на 1 млн тонн»,— рассказали в ТЦФТО. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов указывает на «скромные» результаты путины. «При этом на хладохранилищах осталось много камбалы, минтая, наваги. И если вместо лосося везти белорыбицу, то она окажется неконкурентна, так как стоит дешевле, а перевозка по тем же тарифам обходится слишком дорого»,— отметил господин Мартынов. Гендиректор ЗАО «Южморрыбфлот» Александр Ефремов считает, что для наращивания поставок на внутренний рынок целесообразно ввести на социально значимые виды рыбопродукции специальные железнодорожные тарифы.
Так, на совещании с главами российских регионов 17 сентября президент РФ Владимир Путин сообщил, что правительство изучает вопрос субсидирования доставки добываемой на Дальнем Востоке рыбы. В Росрыболовстве предлагают дифференцированный подход в тарификации или дотации со стороны государства рыбных перевозок. Алексей Лоншаков в свою очередь называет «ошибочным» мнение о том, что транспортные расходы занимают весомую долю в конечной цене продукции. «Исходя из соотношения затрат при перевозке рыбы и рыбной продукции и розничной цены ее реализации уровень транспортной составляющей в части использования инфраструктуры составляет 1,6-8,3% в зависимости от расстояния перевозки»,— пояснил господин Лоншаков.
Георгий Мартынов прогнозирует, что объемы поставок рыбы в центральную Россию незначительно увеличатся к концу года. «Из-за санкций интерес к дальневосточной рыбе растет. Но лосось дорогой, поэтому может возрасти спрос на минтая и сельдь»,— отметил он. По его словам, сейчас московские рестораторы и крупные торговые сети обратили внимание на охлажденную рыбу с Дальнего Востока: охлажденную камбалу уже поставляют в Москву самолетом.
Заведующая сектором экономики биологических ресурсов и сельского хозяйства Института экономических исследований ДВО РАН Наталья Антонова отметила, что жители центральной России «не хотят покупать горбушу». «Рыба поставляется низкого качества: с желтоватым налетом, с кристаллами льда. Вопрос в том, чтобы обеспечить доставку, ритейл, логистику и упаковку. Тогда можно говорить о конкурентоспособности отечественной продукции на рынке»,— считает эксперт.