Дарькин поспорил на ВЭФ с главой Росрыболовства
На одной из сессий ВЭФ выступил бывший губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Он сошёлся в споре с главой Росрыболовства Ильёй Шестаковым. Во Владивостоке вовсю проходят встречи второго Восточного экономического форума. Одной из важнейших тем для обсуждения стал вопрос так называемых инвестиционных квот. Это квоты на добычу водно-биологических ресурсов под инвестиционные проекты, связанные со строительством судов и новых предприятий.
В качестве одного из экспертов в данном вопросе на сессии форума выступил бывший губернатор Приморья Сергей Дарькин. В настоящее время он является президентом «Тихоокеанской инвестиционной группы» и на форуме сегодня рассказал о том, с какими сложностями сталкиваются получатели инвестиционных квот. «С одной стороны, в рыбной отрасли у нас большие темпы роста, во многом это происходит благодаря новому закону о рыболовстве. Имеются возможности для инвестиционного развития, для привлечения «длинных» денег. С другой стороны, рыболовная отрасль – это самый длинный проект, с которым мы работали. Абсолютно точно подсчитано, что инвестиции в неё окупаются через 10 лет», - пояснил Сергей Дарькин. При этом бывший глава Приморья отметил, что глобальная цель инвестиционных квот - постройка нового рыбацкого флота – труднодостижима. У Российской Федерации нет опыта в постройке специализированного современного флота, который бы использовал самые последние технологии.
В то же время Дарькин раскритиковал работу Росрыболовства. Он отметил, что за последний год в Приморье не разыграли на аукционах ни одного участка для разведения аквакультуры. При этом год назад было выделено 7 таких участков. Недовольство экс-губернатора вызвали и многочисленные ограничения, которые накладываются на участников данных аукционов. «В Хабаровском крае сейчас проходят аукционы по рыбодобывающим участкам на красную рыбу. Вы попробуйте там поучаствовать! Одно из условий для этого – наличие завода на расстоянии не более 5 километров от реки. Кто там будет участвовать, если существуют такие ограничения? Многие инвесторы откажутся от торгов», - посетовал Дарькин.
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, также участвующий в дискуссии, довольно эмоционально возразил бывшему губернатору. Он заявил, что слова президента «Тихоокеанской инвестиционной группы» не соотносятся с реальным положением дел. «Наличие завода для участия в аукционе – это не обязательное условие. Участнику торгов надо просто зарегистрироваться на территории муниципального образования. Нет завода – предлагайте больше денег и выигрывайте аукцион», - сказал Илья Шестаков. В то же время он пояснил, что выделение участков под аквакультуру тормозится администрацией Приморского края. По его словам, в Росрыболовстве сформировали 7 участков общей площадью 11 тысяч гектаров и даже договорились по ним с министерствами обороны и природы. «Всё уже было согласовано. Но руководство Приморья на профильной комиссии проголосовало против выделения этих участков! А теперь на нас пытаются всё спихнуть – мол, раз вы Росрыболовство, значит, во всех проблемах отрасли виноваты лично вы! Нужно смотреть на всех участников забега», - возмутился Шестаков.
Мэтры и генералы рыбного бизнеса сидели в первых рядах. Важно и с достоинством в зал зашел главный рыбак Приморья - бывший губернатор Сергей Дарькин. Он дружески расцеловал сразу нескольких представителей клана Глубоковских и затем поднялся в президиум.
Началась сессия со справки модератора Александра Идрисова про рыбную отрасль. Затем слово предоставили главе Росрыболовства Илье Шестакову.
«Рыбаки - за инвестиционные квоты», - заявил Шестаков, связав это с поручением правительства увеличить вылов каждый год на 4%. Общий объем инвестиций 200 миллиардов рублей, их них 120 миллиардов рублей на Дальний Восток. И ввел новый для рыбаков термин «операционная прибыль на тонну минтая». Это 400 долларов.
В этот момент Дарькин улыбнулся. Видимо, вспомнил, что в 2008 году делал похожий доклад для конгресса рыбаков, там был применен термин «добавочная стоимость». Тогда планировали получать с тонны минтая 700 долларов.
А вот дальше началась серьезная дискуссия с сидящим рыбаками в зале. Глава Росрыболовства откровенно заявил, что обвинения рыбаков в ограничении конкуренции, (это проект, согласно которому квоты будут менять только на крупнотоннажные суда) имеют экономическую подоплеку. На таких судах рентабельность промысла на 30 процентов больше. В качестве отступных Шестаков предложил рыбакам обменять их среднетоннажный флот на кальмар, терпуг, сельдь и другие. В общем на «неодуемые» объекты, которые сегодня можно добывать без квот.
Первым серьезным оппонентом стала депутат от Камчатки Ирина Яровая. По ее словам, предлагаемое решение ведет к монополии в интересах нескольких компаний. Она указала, что такой проект инвестиционных квот - не совсем правильное экономическое решение для отрасли.
Мнение Яровой, наверное, стала первой официальной и откровенной критикой проекта постановления, разработанного ведомством Шестакова.
Видимо, попытка обойти мнение рыбаков может иметь серьезные проблемы с депутатами Госдумы. Вряд ли депутат Яровая транслировала свое личное мнение. Это тот самый звонок Росрыболовству, который нельзя не услышать. Дальнейшее распределение квот на минтай, пикшу, треску и сельдь в интересах ограниченного пула компаний может отразиться на всей карьере команды Росрыболовства.
Решающим в этой дискуссии было выступление Олега Кожемяко. Губернатор Сахалина, держа в уме заседания Госсовета, резко выступил против проекта Росрыболовства. По его словам, не нужно распределять квоты на минтай и сельдь между несколькими компаниями. «С минтаем все в порядке, - считает Олег Кожемяко. - У нас есть другие виды биоресурсов, и под них нужно строить флот».
Коллег поддержал и Сергей Дарькин. Рыбопромышленник заявил, что окупаемость флота составляет не менее 10 лет, поэтому здесь даже инвестиционные квоты не спасут экономику предприятий.
Промежуточное мнение депутата Госдумы Эльвиры Глубаковской почему-то ушло в исторический принцип. Долгое выступление не прояснило позицию председателя комитета по природным ресурсам. Кроме нескольких упоминаний о том, что на Росрыболовстве лежит огромная ответственность.
Ирина Яровая спич коллеги слушала с улыбкой, очевидно, понимая, что политическое словоблудие далеко от обсуждения конкретных параметров механизма наделения квот.
Регуляторика стала основой выступления президента АДМ Германа Зверева. Он намекнул, что проект откровенно не прозрачен, а значит, инвестиции в рыбной отрасли начнут играть в прятки. И здесь Зверев неожиданно реанимировал инициативу сделать квоты материальным активом, который можно закладывать в банк или размещать на балансе предприятия. По сути, Зверев предложил схему, согласно которой госсобственность должна стать легитимным финансовым активом частных компаний, которые последние 10 лет этими госактивами торговали по серым схемам. Предложение выгодное для рыбаков, но в корне противоречит решению Госсовета по рыбной отрасли.
В общем, завершилась сессия не в пользу проекта постановления Росрыболовства. Похоже, что команда Ильи Шестакова добралась до перепутья. Теперь, получив консолидированное мнение от оппозиции в бизнесе и власти, идеологам проекта придется решать либо идти на рыбаков в лобовую атаку, либо пытаться в короткие сроки изменить проект постановления правительства по инвестиционным квотам.
Вот люди борятся, а не рассуждают о высоком...