Диалоги о рыбалке
Прошел первый месяц лососевой путины. Оправдываются ли ожидания, которые с ней связаны? Об этом – в интервью с заместителем председателя правительства Камчатского края, министром рыбного хозяйства Владимиром Галицыным, сообщает kamkrai.com.
- Владимир Михайлович, как вы оцениваете ход путины?
- Промысел идет стабильно. Всего предприятиями края выловлено 12,5 тысячи тонн лососей. Сейчас главная путина – на восточном побережье, где основу улова составляет нерка. Там добыто уже около 8 тысяч тонн этой рыбы. Для сравнения: в 2012-м за тот же срок было выловлено 6.200 тонн, в 2013-м – 8.800 тонн. К слову, улов нерки прошлого года был максимальным за последние путины. В течение последних 5 лет ее запасы стабильно растут.
Не ждем тех показателей, которые были достигнуты в предыдущие годы. Напомню, в 2012-м камчатские рыбаки добыли 254 тысячи тонн лосося. Как говорит наука, такие путины бывают раз в 100-летие. В этом году будет более скромный улов – порядка 140 тысяч тонн, из них около 40 тысяч тонн горбуши западной Камчатки. Но это тоже хорошая цифра, учитывая, что до рекордных путин наш регион, в среднем, вылавливал 70-100 тысяч тонн красной рыбы.
Кроме того, есть основания рассчитывать на небольшое увеличение первоначального прогноза. Дело в том, что в силу недостаточного финансирования научные организации не смогли выполнить исследования в полном объеме. Не была изучена часть акватории, не учтены все стада лосося. Поэтому не исключено, что подходы рыбы к западному побережью окажутся более активными, чем предполагалось ранее. Если это произойдет, западная Камчатка не будет застигнута врасплох. Она подготовлена к высоким уловам: за 5 лет объемы береговой переработки здесь выросли почти втрое. В 2008 году на западном побережье было переработано 73 тысячи тонн лосося, в 2010-м – 111 тысяч тонн, в 2012-м – 162 тысячи тонн.
- Накануне путины много говорилось об административных препонах, которые помешают флоту встать на приемку и переработку лосося. А есть ли необходимость привлекать для этих целей флот, если берег может своими силами справиться с переработкой улова?
- Без флота нам в любом случае не обойтись. Это мобильные перерабатывающие мощности, которые можно перебросить в тот или иной район в зависимости от промысловой обстановки. Бывают дни, когда начинается массовый ход рыбы, с которым даже крупные заводы не могут справиться. Тогда на помощь приходят суда.
Поэтому проблема, о которой вы сказали, требовала решения. Напомню, в чем она состоит. Когда судно в территориальном море принимает лосось со ставных морских неводов, оно должно регулярно выходить из терморя в экономзону для сброса сточных вод, как того требует закон об охране окружающей среды. Выйти в экономзону, значит, пересечь госграницу. У этих судов есть разрешения на неоднократное пересечение границы в рамках постановления правительства России №560. Однако в 2010 году Камчатское пограничное управление известило нас, что, по его мнению, такие разрешения выдаются только на те суда, которые сами добывают рыбу. А поскольку приемка лосося добычей не является, то разрешение на неоднократное пересечение границы в данном случае не действует. То есть рыболовецкое судно, отправляясь на приемку лосося, должно приостанавливать разрешение, выданное по 560-му постановлению. И затем следовать в район промысла. А когда возникает необходимость сбросить сточные воды, надо возвращаться в порт выдачи упомянутого разрешения, возобновлять его действие. Это влечет огромные потери времени и средств. В таких условиях приемка лосося на суда экономически нецелесообразна. Доходит до абсурда: одна из компаний даже заварила на своих судах двери в гальюны, чтобы танки для сточных вод оставались пустыми (как экипажи выходили из положения, не знаю).
В этом году по поручению губернатора края создана рабочая группа, в которую вошли представители рыбацкого сообщества и контролирующих структур. Первоначально перед ней стояла задача повысить эффективность обслуживания судов в нашем морском порту. Но со временем она вышла на более широкий круг вопросов, включая пересечение границы рыбопромысловым флотом. В результате нашего диалога с пограничным управлением оно озвучило свою новую позицию: при постановке судна на приемку лосося разрешение на неоднократное пересечение границы приостанавливать не надо.
Таким образом, в путину 2014 года суда, приходящие на приемку тихоокеанских лососей, имея разрешение на пересечение госграницы по 560-му постановлению правительства, могут при необходимости выходить за пределы территориального моря для сброса сточных вод для соблюдения требований природоохранного законодательства.
- Почему ту же проблему испытывают транспортные суда, которые вывозят рыбу с Камчатки? Они же не относятся к рыбопромысловому флоту. Значит, могут пересекать границу между территориальным морем и экономзоной, следуя из одного российского порта в другой, в каботажном режиме.
- Транспортное судно может перевезти в каботажном режиме практически любой груз, в том числе и рыбу. Но, по мнению контролирующих органов, как только оно принимает на борт рыбную продукцию, его правовой статус меняется, оно становится рыболовным. Значит, ему необходимо проходить пограничный контроль при пересечении границы. А разрешение на неоднократное пересечение границы в уведомительном порядке в рамках постановления №560 это судно не может получить. Ведь такое разрешение выдается судам, которые имеют разрешение на промысел. Но у транспортников таких разрешений нет, потому что промысел они не ведут. В результате возникает сложная ситуация, из которой мы не первый год ищем выход.
На сегодня с пограничным управлением по Камчатскому краю в рамках обсуждения на рабочей группе достигнута следующая предварительная договоренность. Транспортное судно, которое занимается перевозкой рыбной продукции, должно зайти в ближайший терминал морского порта на побережье, подать заявку на приход и отход, тем самым возвращая себе статус каботажного.
По словам представителей погрануправления, в этом случае с их стороны претензий не будет. Когда мы получим документальное подтверждение этих слов, мы сразу поставим в известность рыболовецкие и транспортные компании.
- Существует еще один вопрос, который осложнил работу рыбаков, в том числе, на лососевой путине – закрытие для прохода флота 1-го Курильского пролива. Это увеличило на 240 миль путь судов, следующих с восточного побережья на западное, либо с западного – в Петропавловск. Когда пролив откроют?
- Для этого необходимо вносить изменения в федеральное законодательство. И мы к этому стремимся. Неправильно, когда судно под российским флагом, двигаясь из одного района промысла в другой или в Петропавловск, должно идти 4-м Курильским проливом, а не более короткой дорогой – через 1-й пролив. Каждый переход через 4-й Курильский пролив крупнотоннажного судна обходится его владельцу в 3 млн рублей, плюс косвенные потери. Потери только одной компании, чьи суда задействованы на путине, могут составить, в среднем, 90 млн рублей.
При этом иностранные гражданские суда имеют право прохода через 1-й Курильский пролив.
- Владимир Михайлович, в ближайшее воскресенье – День рыбака. Поздравляю вас с этим праздником! Можно ли надеяться на развитие рыбной отрасли, учитывая перечисленные проблемы?
- Развитие идет. Долгосрочное закрепление квот и рыбопромысловых участков дало очень серьезный стимул к экономическому росту нашего края. И я не сомневаюсь, что этот процесс будет продолжен.
В преддверии праздника желаю рыбакам богатых уловов, спокойного моря, достойной зарплаты!