Для развития судоремонта необходима корректировка отраслевого стратегического планирования и господдержка
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) предложила для развития судоремонта дополнить документы отраслевого стратегического планирования и предусмотреть соответствующие меры господдержки. Об этом президент АСРФ Алексей Осинцев сказал, выступая на конференции "Судоремонт, модернизация, комплектующие" в нулевой день Рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.
По данным ассоциации, объем отечественного судоремонта сегодня – немногим более 20 млрд рублей. На Дальнем Востоке, где добывается более 70% ВБР, порядка 40% промысловых судов производят ремонт в соседних странах. Практически все судовладельцы на Северном бассейне выполняют доковые ремонты в Норвегии. Это говорит о потенциально высоком спросе на судоремонт в России, росту которого также служит действующее с начала этого года решение Правительства прекратить практику так называемых незаходных судов.
«Отечественные предприятия не готовы обслуживать современные высокотехнологичные суда. А именно такие суда строятся для нашего промысла. Флот необходимо обновлять, так как по возрасту и износу большую его часть экономически нецелесообразно ремонтировать. В КТМ есть определение таких судов как конструктивно погибших. Уже сегодня средний возраст судов перешагнул за 33 года. Затраты на текущий ремонт старых судов в течение 25 лет сопоставимы со стоимостью нового судна аналогичного типа, которое за 25 лет эксплуатации создаст в 1,5 раза больше добавочной стоимости», - подчеркнул Алексей Осинцев.
В сложившихся условиях необходимо за 5 лет до первых доковых ремонтов новых судов создать в стране современную базу судоремонта для их обслуживания. По оценкам АСРФ, создание судоремонтных кластеров на Камчатке, в Приморье, Мурманске и Калининграде потребует около 20 млрд рублей инвестиций. Это проекты для крупного бизнеса, но такие кластеры привлекут малые предприятия в качестве подрядчиков.
В Ассоциации считают, что для развития судоремонта необходимо предусмотреть ввод новых мощностей и доков в документах отраслевого стратегического планирования.
Это, по мнению АСРФ, должно послужить основой для мер господдержки, которые могут включать субсидии заказчикам по капиталоемким видам судоремонта в России, включение судоремонта и судостроения в перечень отраслей, по которым будет разрешён беспошлинный ввоз оборудования, а также освобождение от НДС, а также льготное кредитование для инвесторов в развитие судоремонта.
«Такие проекты, как реализует участник АСРФ ГК «Норебо» по строительству судоремонтного кластера в Петропавловске-Камчатском, требуют серьёзных финансовых вложений на долгий срок. Здесь инвесторам важна поддержка», - пояснил Алексей Осинцев.
***
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) создана в 2016 году.
Сегодня АСРФ объединяет 28 компаний морского рыболовства. Объем капиталовложений членов АСРФ в обновление промыслового флота и создание береговой переработки в рамках программы распределения инвестиционных квот составляет 55% от общего объёма инвестиций в отрасль.
Количество занятых на рыбодобывающих и перерабатывающих предприятиях, входящих в состав АСРФ, - более 9,5 тысяч человек. Доля предприятий-членов Ассоциации составляет около 25% общероссийского морского вылова водных биоресурсов.
Ключевые задачи АСРФ — содействие созданию стабильных условий реализации отраслевых инвестиционных проектов, сокращению воздействия административных барьеров на осуществление морского промышленного и прибрежного рыболовства и переработки рыбы, создание условий подготовки плавсостава для нового рыбопромыслового флота.