Для рыбопромысловых судов просят льготные кредиты
Строительство рыбопромыслового флота затормозили санкции. Попавшему под ограничения оборудованию из недружественных стран вроде бы найдены замены. Но оно все равно импортное - своё придётся разрабатывать не один год. В этой ситуации судостроителям могли бы помочь льготные кредиты, как в АПК.
Пока завершено строительство всего 19 судов (из запланированных 105), из них 11 рыбопромысловых судов (из 64) и 8 судов-краболовов (из 41). Из 27 инвестпроектов по строительству рыбоперерабатывающих заводов построено 25 заводов, два еще находятся в стадии строительства, подсчитывают в Росрыболовстве. "Темп модернизации флота снижен из-за санкционных действий, а ранее из-за пандемии", - признают в ведомстве.
Сейчас ситуация по каждому проекту обсуждается индивидуально на межведомственном штабе. Приняты меры поддержки, продлены сроки строительства судов, рассказывают в Росрыболовстве. В 2023 году для проектов по серийному выпуску и модернизации производства оборудования для строительства гражданских судов (в том числе для рыбной отрасли) из федерального бюджета уже было направлено 14 млрд руб.
Аналоги попавшему под санкции оборудованию для флота найдены, но они все равно импортные
Сроки реализации проектов по строительству рыбопромысловых судов сдвинуты на два года, что стало поддержкой для верфей, но дополнительной нагрузкой на заказчиков-инвесторов, считают представители судовладельцев. Заказчики судов говорят о том, что аналоги попавшему под санкции оборудованию подобраны. Однако обеспечить замену именно отечественными аналогами пока невозможно. Несмотря на созданные стимулы для развития российского производства, это вопрос нескольких лет, отмечают эксперты.
В ситуации, когда откладывается получение нового судна, а затраты на обслуживание кредитов растут, необходимы и меры поддержки инвесторов. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота предлагают распространить для них инструмент льготного кредитования, который уже доказал свою эффективность в АПК. Уже предусмотренные меры не срабатывают из-за недостаточности объема финансирования и ограничений по типам судов. Все меры господдержки (льготный лизинг, возмещение части затрат на строительство судна и другие) направлены только на мало- и среднетоннажные рыбопромысловые суда. При этом в нашей стране промысел в основном ведется в экспедиционном режиме, для которого нужны крупнотоннажные суда, поясняют специалисты. Но сегодня поддержка рыбакам важна как никогда, добавляют они.